ЛЮБОВЬ В РЫБЬЕМ КОЛЬЦЕ

О силе влияния на судьбу родительского слова

Как признаться девушке в любви? Когда-то пели серенады под окнами, декламировали стихи, сочиняли пространные письма. Позже царапали на стене в подъезде многозначительное: «Таня + Ваня =…». Современные романтики расписывают краской асфальт, признаваясь: «Маша, я люблю тебя». Или присылают сообщение на мобильный, стараясь подобрать необычные слова. Георгий Бахарев поступил по-своему. Впрочем, его история любви случилась ещё в начале прошлого века.

В обмен на шкуры и мех

Городецкий пряник — визитная карточка города. Промысел, которому как минимум три столетия, а то и больше, стоит в одном ряду с местной росписью, деревянной резьбой, золотым шитьём. «Земля нижегородская» о пряничном деле рассказывала не единожды, но на всякий случай, для забывчивых, проведём экскурс в прошлое. Доподлинно известно, что промысел в Городец пришёл от старообрядцев. Первые достоверные упоминания о печатании пряников относятся к XVIII веку, в исторических книгах вторая половина столетия названа временем «большой выпечки». Но то было только начало. Настоящий бум промысел получил с открытием Нижегородской ярмарки. Для городецких мастеров выделили особое место под названием Пряничный ряд. В ту пору, речь идёт о веке XIX, в городе насчитывалось 15 заведений, где выпекали продукцию 30 сортов. В словаре, составленном Далем, есть упоминание о городецкой сладости. «Пряники бывают одномёдные, медовые, сусляные, сахарные, битые (до пуда весом), коврижки, жемки, жемочки, орехи, фигурные, писаные, печатные и пр.». Из Городца сладость разлеталась в Европу, Азию. Отправляли и на север страны в обмен на шкуры да меха. Как же пряники выдерживали долгую дорогу, консервантов-то вроде не имелось? Химических, действительно, не было. Зато природные существовали. Лучший из них — мёд. А ещё пряник со всех сторон тщательно покрывали глазурью. Делали это не только ради вкуса да красоты, но и в целях защиты. Глазурь будто на замок сладость закрывала, обеспечивая её сохранность на полгода, а то и больше. В музее «Городецкий пряник» сохранился рецепт, которому 150 лет, не меньше. Согласно ему, чтобы испечь медовый пряник, требовались мука ржаная, пшеничная и картофельная, мёд, миндаль, сухие духи, раньше так называли пряности — гвоздику, корицу, кардамон. Стоили сладости недёшево. В газете «Волгарь» за 1895 год в Биржевом отделе имеется такая сводка: «Пряники с субботнего базара в Городце развозятся зимой в Ковёрнино, Макарьев на Унже (Костромская губерния), Тотьму, Никольск (Вологодская губерния), Семёновский уезд и другие места, а летом — по всему Поволжью. В настоящее время при среднем спросе пряники покупают по следующим ценам: печёные — 9-10 коп., сахарные разных сортов от 11 до 14 коп., вяземские — 18 коп., сиропные — от 20 до 22 коп., ликёрные под литерами «М», «В», «Ч» — 22 коп., под литерами «С», «Л» — 23 коп., красные медовые — 27 коп., медовая коврижка — от 29 до 34 коп., медовые белые — 33 коп., фруктовые — от 34 до 42 коп.».

В дар Великому князю

Причём тут пряники и любовная история? Терпение, вскоре всё узнаете. А пока ещё немного истории. В адрес-календарях Нижегородской ярмарки за 1893 год сохранились сведения о тех, кто торговал в Пряничном ряду: мещанка Щербакова, богатые крестьяне Беляев, Бахарев. Вот и знакомая фамилия. Но это не Георгий, которого мы упоминали в начале повествования. Речь об Александре Максимовиче. Его отец, Максим Петрович, положил начало одной из самых знаменитых пряничных династий в Городце. Бахаревы к печатанью сладостей приступили в 1840 году. Своими силами не справлялись, нанимали рабочих. Те трудились по 10-12 часов в день. За смену им платили по 50-75 копеек. Из производственного оборудования имелось всего ничего: печь, стол, где тесто месили да раскатывали, кадки и резные деревянные формы. У Александра Максимовича их насчитывалось 200 штук. Одна из печатных досок хранится в музее истории художественных промыслов Нижегородской области. Примечательна она тем, что вырезалась к знаменательному событию. В августе 1885-го в Балахне — город был центром уезда, в состав которого входил Городец, — ждали Великого князя Владимира Александровича. Но из-за дождя визит не состоялся — знатный гость остановился в Нижнем Новгороде. Тогда балахнинцы снарядили депутацию с гостинцами и отправились к князю. А среди гостинцев имелось два городецких пряника. Первый весом пуд и 21 фунт (25 кг), второй — 29 фунтов (11,9 кг). Один из них точно выпекался в заведении Александра Максимовича. Сохранилась печатная доска, украшенная надписями: «В память посещения города Балахны 1885. Прянич завод Ал Бахарева в селе Городце». В 1896 году газета «Волгарь» сообщала: «Из 11 пряничных заведений Городца и его района лишь одно заведение А.М. Бахарева будет экспонировать на Нижегородской ярмарке свою продукцию. Говорят, что Бахарев представит кроме обычных «городецких» пряников недавно изобретённые «сиропные» и «фруктовые».

Не состоявшееся счастье

Продолжателем пряничной династии стал Ларион Бахарев и его сыновья: Григорий, Фёдор и Георгий. Младшего в семье ещё называли Горой. Родился мальчик в 1905 году, рос наблюдательным, толковым. Согласно архивным документам, Гора довольно успешно обучался в мужской гимназии. С малых лет его привлекали к семейному делу. Душа у паренька лежала к изготовлению пряничных форм. В 1917-м привычную жизнь разметало вихрем революции. Спустя год умер отец. Во главе дела встала мама — Павла Игнатьевна, женщина властная, волевая. В 1918-м её арестовали на восемь месяцев и наложили контрибуцию. Пострадала не только Павла Игнатьевна — на всю семью Бахаревых навесили ярлык «лишенцев», отобрав право на работу, учёбу, получение льгот на продукты. Производство пришлось закрыть. Но пряничные доски Георгий вырезать не перестал. Поначалу особого спроса на них не было, однако с наступлением НЭПа мастер стал получать заказы. Жизнь молодого человека наладилась. И в этот момент к нему пришла любовь. Старшие братья к тому времени были женаты на девицах из почитаемых в Городце семей. Избранницей Горы, по всей видимости, стала девушка простая. Павла Игнатьевна выбор сына не одобрила и встречаться молодым запретила. Не мог ослушаться родительницу Георгий — считал, видимо, что без материнского благословения не видать счастья. Но смолчать о любви не смог. Вырезал ко дню ангела для милой пряничную доску, наборную. Состоит она из четырёх фрагментов, украшенных цветами. А по краешку надпись: «Это дело моих рук делал для себя, дарю тебе. Подарок в день ангела твоего. Кого люблю сердечно, того дарю вечно. От всей совести моей, дарю милости твоей». По форме испекли пряник, который Георгий отправил избраннице. Дошла посылка до адресата или нет, неведомо. Да и вообще, по словам директора музея «Городецкий пряник» Светланы Яковлевой, подлинность этой романтической истории точно не установлена. А вот сведения проверенные: Георгий Бахарев никогда не женился и, по свидетельству знакомых, вёл разгульный образ жизни. Такова цена материнского запрета.

Две доски с одним сюжетом

Эта пряничная доска, изготовленная Георгием Бахаревым, имеет все основания пополнить коллекцию 800 реликвий, которую «Земля нижегородская» собирает к юбилею Нижнего Новгорода. Но мы всё же решили внести в неё другой экспонат руки того же мастера — пряничную доску, называется которая «Стерлядки». В основе сюжета две рыбы, свернувшиеся в колечки: одно жениху, другое — невесте. Счастье, испытать которое Георгию не довелось. Форму использовали для печатанья разгонного свадебного пряника. В конце торжества, когда гостям пора бы уже и честь знать, лакомство разрезали на кусочки и раздавали собравшимся с намёком: расходитесь восвояси. Доску мастер вырезал в 1930-е годы, когда вошёл в состав артели «Красный пряничник». Вступили в неё шесть человек. Помещение поначалу арендовали. Пекли пряники различных сортов, потом освоили выпуск другой пищевой продукции. Делали конфеты, монпансье, колбасу, организовали столовую. Со временем производство встало на рельсы механизации. Артель приобрела пресс, тестомесильные машины, мясорубку… Но доски для пряников по-прежнему вырезали вручную. В основе сюжетов было то, что близко мастерам. Например, потомственный пряничник и лоцман Иван Глазунов на формах изображал раков, идущие по реке пароходы. Георгий Бахарев тяготел к природным мотивам, «Стерлядки» как раз из таких. В художественных средствах мастера были ограничены. В арсенале всего три приёма. Сначала делали на деревянном полотне набросок, служивший основой изображения. Правда, «набросок» — слово не совсем точное. Мы привыкли называть им карандашный эскиз. Тут тоже своего рода эскиз, только сделанный не карандашом, а полукруглой стамеской. На этом этапе мастер вырезает основные фигуры, в результате работы на доске остаются углубления в виде силуэтов птиц или, как в случае со «Стерлядками», рыб. Затем делаются насечки, получаются плавники, хребет. Последний этап — порезки, когда мастер украшает полотно, наряжая его в узоры и орнаменты. Три приёма, но искусные резчики, к числу которых, несомненно, относился Георгий Бахарев, пользовались ими с большой изобретательностью. Почему всё же в список реликвий решили включить именно «Стерлядок»? Причин несколько. Во-первых, слава об этой пряничной форме не умолкает до сих пор. Туристы, прибывающие в Городец, специально идут в музей пряника, чтобы посмотреть на доску. Во-вторых, форма прослужила около 80 лет и пережила мастера, Георгий Бахарев умер в 1973 году. А пряники — самые нарядные и весомые, по пять кило штука, по его «Стерлядкам» на Городецком пищекомбинате печатали до 2010-го. И только когда форма начала рассыхаться, её передали в музей. В прорезках до сих пор остались следы забившейся муки, а сама доска будто светится, ведь её за время службы столько раз натирали маслом, что и сосчитать невозможно. В-третьих, «Стерлядки» Бахарева вдохновили на творчество современных мастеров. Валерий Зеленский, резчик-самоучка, изготовил копию пряничной формы. В музее теперь хранятся две доски, на которых рыбы свернулись колечками. Одна — тёмно-коричневая, прихваченная временем, другая — янтарно-жёлтая, будто солнечным светом напоенная. Получается преемственность поколений. Для реликвии это несомненная ценность.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото автора.

Городецкий район.

#газета #землянижегородская #городец #пряник #реликвия #история