УТИНАЯ ИСТОРИЯ ДЛИНОЮ В ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
Маленькая фигурка из музея рассказала о сенсации
Символ плодородия
Черемисы — предки марийцев, с незапамятных времён проживавшие в Ветлужско-Вятском междуречье, были искусными ремесленниками. В созданных ими ювелирных изделиях из металла, кости, ракушек, кожи отражена тесная связь человека с могущественными силами природы. Украшения, которые, кстати, носили не только женщины, но и мужчины, отображают представления древнего народа об окружающем и потустороннем мирах. Каждый элемент наряда служил обладателю оберегом, защищающим от злых духов и связывающим с божествами-покровителями. У финно-угорских народов Прибалтики, Поволжья и Урала одним из центральных обрядовых символов была утка. Как гласит марийский миф, эта птица — прародительница мира: два селезня, её сыновья, подняли на поверхность со дна Мирового, или Небесного, озера ил и грунт, сформировав тем самым сушу. Утка, по преданиям марийцев, спасла их племена от великого потопа: спеша уберечься от стихии, она полетела на отмель и указала её людям. А ещё утица считалась вместилищем души — та вселялась в птицу после смерти человека. В знаменитом карелофинском эпосе «Калевала» можно найти похожие сюжеты. Символом плодородия и продолжения рода считают эту птицу. Утиные черты часто встречаются в марийских орнаментах, ритуальных фигурках и ювелирных изделиях. Пример использования такой символики можно увидеть в Воскресенском краеведческом музее: среди украшений, найденных археологами на территории района — гривен, височных колец, перстней и браслетов, — можно увидеть крохотную уточку из металла, которую специалисты датируют X-XI веками нашей эры. По всей видимости, когда-то фигурка представляла собой часть шумящей подвески и к ней крепились висячие элементы, скажем, утиные лапки. А возможно, это так называемая пронизка — амулет, который носят на нити или на шнурке. Диву даёшься: откуда в глухих лесах Поветлужья появился столь прекрасный образец раннесредневекового искусства, созданный как минимум лет за 200 до основания Нижнего Новгорода? — Городище вблизи деревни Русениха открыла и впервые обследовала группа Отто Бадера из МГУ ещё в 1925 году, — рассказывает методист Воскресенского краеведческого музея Евгения Емельянова. — Поселение оказалось очень древним, возникло оно на берегах Ветлуги примерно в VII-V веках до нашей эры и отнесено к ананьинской культуре. Здесь же в конце 1950-х годов местные жители нашли множество фрагментов керамики. В 2006 году селяне передали учёным другую находку — браслеты и бортнический нож, а позднее медный котёл, деревянную чашу и несколько украшений. Археологи, продолжавшие интересоваться этими местами, организовали очередную экспедицию. В 2009-м из Марийского НИИ языка, литературы и истории к нам прибыла и приступила к раскопкам группа доктора наук Татьяны Никитиной. Работа длилась несколько лет, археологам помогали учащиеся Воскресенской средней школы. Результаты поисков оказались сенсационными: был найден и исследован средневековый черемисский могильник, собрана большая коллекция украшений, предметов быта и оружия.
Что хранит раскатский сундук
Получается, древнейшие обитатели Поветлужья жили тут веками до прихода первых русичей. Извлечённые из земли реликвии направили в Марий Эл для тщательного изучения. Уникальность находки заключалась в том, что кроме керамики и металлических изделий удалось обнаружить большое количество органических материалов — ткань, мех, бересту и другие. Исследователей удивило также и само географическое расположение могильника, он стал первым из найденных не на левом, а на правом берегу Ветлуги. Ранее в России насчитывалось только шесть некрополей такой исторической и этнографической значимости. Площадь раскопок составила 964 квадратных метра. Выявлено 18 могил и 15 жертвенных комплексов. Умершие погребены в ритуальных одеждах и украшениях, с полным набором предметов, необходимых в загробном мире, что дало учёным обилие информации об укладе жизни древнемарийских поселений. После проведённых исследований экспонаты вернули в Воскресенский район, где они пополнили фонды краеведческого музея. Вот так и появилась в экспозиции маленькая, едва приметная уточка, меж тем хранящая тысячелетнюю историю. Многое видела за минувшие столетия птица-прародительница с высоты своего незримого, но высокого полёта. Практически до XV века Поветлужье оставалось чисто марийской территорией, пока права на него владычествующая Золотая Орда не передала набравшему силу Великому княжеству Московскому, прочертив границу по руслу Ветлуги. Однако русское население не сразу пришло на эти земли: считались они лихими и гиблыми, к тому же марийцы с оружием в руках долго продолжали отстаивать свою самостоятельность. Одними из первых здесь обосновались молитвенники и проповедники, такие, например, как преподобный Варнава Ветлужский. Их стараниями стали появляться среди лесов обители и храмы. Русская культура смогла найти пересечения с финно-угорскими традициями, придающими сакральное значение единению человека с бескрайним, непостижимым миром. Оба народа, как те два селезня из черемисского мифа — сыны утки-праматери, создали вокруг себя новую землю, на которой продолжают жить и трудиться бок о бок вот уже несколько веков, с гордостью называя себя ветлугаями. Река и лес стали их основными кормильцами: целые флотилии белян и сойм доставляли по Ветлуге, а затем по Волге брёвна на Нижегородскую ярмарку и даже в Астрахань, где древесина считалась большим дефицитом. Имея неограниченные лесные ресурсы, ветлугаи Воскресенского района активно развивали мочальный и бондарный промыслы, а обилие речной глины способствовало широкому производству гончарной продукции. Народные ремёсла тоже давали ощутимый доход — настоящим брендом района стали деревянные сундуки, которые ранее изготовляли мастера из деревень Раскаты и Драничное. — Такой сундук когда-то имелся практически в каждом доме, в основном он служил свадебным приданым для молодых девушек, — говорит Евгения Емельянова. — Уникальность изделий состоит в особой росписи, центром которой были дерево или цветок — древний марийский брачный символ, по бокам сундука обычно рисовали ромбы — это уже русская символика. Налицо гармоничное переплетение культур. Сундучное ремесло процветало вплоть до 1960-х, но потом его всё-таки вытеснила современная мебель. Сейчас раскатские сундуки можно увидеть в музее. В прошлом году здесь приняли в дар от бабушек из деревни Драничное ещё несколько таких своеобразных крестьянских платяных шкафов — коллекция растёт.
Ёлки зелёные
Воскресенский краеведческий музей, разместивший свои экспозиции в бывшей усадьбе лесопромышленника Сергея Беляева на живописном берегу Ветлуги и в доходном доме дворян Левашовых 1875 года постройки, имеет ещё два филиала — Староустинский краеведческий музей и Историко-архитектурный и природный музей «Русенихинское городище», где под тысячелетним слоем земли археологами и была найдена уточка-пронизка. Основной научной и просветительской задачей воскресенские музейщики видят сохранение культурного наследия своего лесного уголка, а потому тщательно и бережно собирают его по крупицам для будущих поколений, пока живы последние наследники традиций. — В декабре 2018 года у нас открылась экспозиция «Отголоски», задуманная в рамках программы Российского фонда культуры «Гений места. Новое краеведение», — продолжает Евгения Емельянова. — Это была совместная работа фольклористов, этнографов, художников и декораторов. В конкурсе на соискание гранта участвовали музеи из 20 регионов, среди победителей оказалось семь проектов, включая наш. Благодаря полученному финансированию и помощи авторитетных экспертов, экспозиция увидела свет. Художественный замысел проекта — взгляд на XX век глазами старожилов района, рядовых жителей, ставших свидетелями важных исторических вех и несущих в себе глубокие корни русских и марийских традиций, которые и сформировали культурный код ветлугаев. Информацию собирают сотрудники музея в ходе этнографических экспедиций по сёлам и деревням. Живые свидетельства записываются в аудио- и видеоформате. С открытием экспозиции, оснащённой современным мультимедийным оборудованием, появилась возможность сделать эти уникальные материалы интер активными. С помощью мониторов, динамиков и наушников, установленных в зале, любой может увидеть и услышать рассказы об уже ускользающей эпохе. Выставочный зал стилизован под ельник, что неслучайно: у марийцев ель играет особую роль в системе символов, а район всегда славился своими хвойными лесами. С елью связано много обрядов, как марийских, так и русских. Один из них — рекрутский или попросту проводы в армию. Ему следовали даже во время Великой Отечественной войны. Скажем, когда русские мужики уходили на фронт, они срубали верхушку ёлки, а члены семьи приколачивали её к углу дома. Похожая традиция существовала и у марийцев — они делали еловый венок и вешали под слуховое окно. Идя по деревне, можно было сразу увидеть, из какого дома и сколько человек забрали на войну. Увы, далеко не все вернулись домой, поэтому после победы долго ещё еловые памятки всюду бросались в глаза, словно скорбные солдатские обелиски. Трогательные рассказы воскресенских бабушек о тех трагических временах тоже можно послушать на экспозиции «Отголоски». Обернулись павшие воины селезнями и парят сейчас высоко в небе рядом с матерью-прародительницей, облетая родную сторонку. Под крыльями их раскинулся природный парк «Воскресенское Поветлужье», в который с 2010 года входит территория Русенихинского городища и марийского могильника. Тысячу лет ждала здесь маленькая уточкапронизка случая поведать свои тайны. Но, даже побывав в музее, невозможно расслышать длинную утиную историю целиком, вот и пытаются люди увидеть воочию почти сказочный мир, хранимый оберегом. Специально для них к месту обнаружения черемисских поселений ведёт одна из этноэкологических троп парка — «На пути к древности».
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Воскресенский район.
#газета #землянижегородская #воскресенское #музей #археология #находка #реликвия