САМЫЙ МОЛОДОЙ КОМЭСК

Сегодняшняя юбилейная дата Победы для газеты «Земля нижегородская» лишь очередной рубеж в нашей поисковой работе. Вот уже шесть лет еженедельно у нас в газете появляется рубрика «Возвращенные имена». Вышло пять книг, рассказывающих о подвигах наших земляков. Но наша работа на том не заканчивается. Об одном из последних писков мы вам и расскажем.

Эта фотография попалась нам совершенно случайно. В интернете мы рассматривали снимки из коллекции сайта «Военный альбом». Искали наших земляков. И вот наткнулись на этот снимок. Под снимком было указано, что сделан он в Латвии 24 октября 1944 года. А в «Военный альбом» он попал из архива семьи Однобоковых. В центре снимка, в летном комбинезоне стоит заместитель командира 3-й эскадрильи 118-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии старший лейтенант Петр Максимович Однобоков. Чувствуется, что повод для фотографирования был примечательный, раз собрались у самолета сослуживцы летчика. С чем-то они летчика поздравляли. Как оказалось, снимок сделан после возвращения экипажа П.М. Однобокова из сотого боевого вылета.

Но в этом снимке нас привлекла одна важная деталь: надпись на штурмовике Ил-2 — «За Лешу Поющева». Такие надписи на самолетах не были редкостью. Летчики мстили врагу за своих погибших товарищей.

Фамилия — Поющев нам показалась знакомой. В списке Героев Советского Союза — горьковчан есть летчик, уроженец села Яблонка Вадского района — Алексей Иванович Поющев. Не его ли имя написано на фюзеляже штурмовика? В летной биографии Поющева отмечено, что он был командиром эскадрильи 118-го гвардейского Курского штурмового авиационного полка. Сомнений больше нет.

Это за него мстил экипаж гвардии старшего лейтенанта Однобокова. Из воспоминаний летчиков полка стало известно, что Алексей Поющев и Петр Однобоков были не просто сослуживцами, но и боевыми товарищами. И хоть Петр Однобоков был на год постарше Алексея Поющева, но летному делу учился у него. Воевать они оба начали с лета 1943 года. Алексей Поющев до поступления в Энгельсскую военно-авиационную школу пилотов успел закончить аэроклуб в Горьком и имел хорошую технику пилотирования. Из училища он был выпущен в звании лейтенанта, а через год он уже гвардии капитан. По всей видимости, он получил это звание досрочно. А просто так в армии через звания не перескакивают, а тем более в войну. У этого молодого паренька было чему поучится.

Вскоре гвардии капитан Поющев стал не только лучшим летчиком полка, но и самым молодым командиром эскадрильи в 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта. Отличился он в первых же боях на Курской дуге. Вот лишь описание одной из воздушных схваток.

31 августа 1943 года Поющев повел свою эскадрилью Ил-2 на штурмовку станции, где скопились вражеские эшелоны. Летчики торопились и истребители прикрытия ждать не стали. На этот случай у ведущего шестерки имелся особый прием воздушного боя — «оборонительный круг»: пятерка штурмовиков отбивается от истребителей и заодно прикрывает вырвавшийся из круга самолет, который штурмует станцию. Так по очереди каждый из экипажей сумел выполнить по десять заходов.

В «Журнале боевых действий» 118-го гвардейского штурмового полка отмечено, что гвардии капитан Алексей Поющев совершил 93 боевых вылета, причем 53 — ведущим групп штурмовиков. В одном из вылетов был подбит и вместе со стрелком-радистом выбросились из горящей машины с парашютом. Им удалось уйти от преследования и через двое суток они были уже в своей части.

7 сентября 1944 года командир полка подписал документы на присвоение гвардии капитану Поющеву звания Героя Советского Союза.

Утром 22 сентября готовился очередной штурм немецкой обороны восточнее поселка Эргли. Эскадрилье капитана Поющева было приказано нанести удар по сильно укрепленному и прикрытому зенитной артиллерией населенному пункту на одном из участков фронта.

Воздух наполнился гулом моторов. Вскоре внизу показалось скопление танков. Поющев направил штурмовик на вражеские машины. Открыв бомболюк, он высыпал из кассет противотанковые бомбы. На земле факелами вспыхнули танки. Последний заход, сброшены все бомбы. Задание выполнено, но сможет ли экипаж штурмовика дотянуть до своих: в обоих крыльях зияли десятки рваных пробоин. Летчик попытался вывести самолет из зоны обстрела и это ему с трудом, но удалось…

Но вот еще один снаряд попал в мотор. Самолет начал быстро терять высоту. Летчик приказал своему стрелку покинуть машину. Но в то же миг взорвался бензобак…

Друзья-однополчане разыскали останки боевого друга и командира. Они захоронили его в литовской земле.

А в воздух теперь поднимался штурмовик Ил-2 с надписью на борту «За Лешу Поющева». Вел его в бой гвардии старший лейтенант Петр Однобоков, друг того самого Леши Поющева, так и оставшегося самым молодым командиром эскадрильи.

И что примечательно. 18 августа 1945 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР в котором «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное при этом мужество и героизм» гвардии капитану Поющеву Алексею Ивановичу и гвардии старшему лейтенанту Однобокову Петру Максимовичу присвоено звания Героев Советского Союза. Строчки, что это звание присваивается Алексею Поющеву «посмертно» в Указе нет. Да и с момента представления его к этому высокому званию прошел почти год. Все это время Алексей Поющев был в памяти однополчан. Обидно, что мы не знаем судьбы самолета, который изображен на снимке. Но его владелец Петр Максимович Однобоков остался жив и после войны продолжал службу в ВВС СССР и ушел в запас в звании подполковника. Жил в городе Георгиевске Ставропольского края.

Вячеслав ФЁДОРОВ

#газета #землянижегородская #возвращённыеимена