МЕЖ ОДНОФАМИЛЬЦАМИ — МЕЖА

Как оказалось, дело не только в ней
За себя и за того парня?
Беспрестанно сверяясь с адресом на конверте и переспрашивая дорогу у местных жителей, наконец, нахожу нужный дом на самой окраине Хрипунова. Обычный добротный пятистенок. Над входом у крыльца — звезда. Значит, отсюда ушёл на войну защитник Отечества. На стук в окошко открывает невысокая старушка и приглашает войти.

  • Да, я писала в газету, — подтверждает Нина Омётова, — потому что случилась у нас с дедом большая обида. Из нашей и без того маленькой пенсии отобрали семь тысяч рублей. А за что? Нет за нами вины.
    История стариков на первый взгляд незатейлива. Прожили непростую жизнь. Много трудились, порой недоедали и недосыпали, но дочерей на ноги подняли. Колхозный тракторист Александр Омётов стал специалистом первого класса. С 12 лет в колхозе. Сорок шесть лет в кабине трактора буквально дневал и ночевал, пахал землю, растил хлеб.
    Все положенные налоги и другие начисления супруги Омётовы исправно платили. По заведенной привычке от зарплаты и пенсии сначала отделяли часть на обязательные проплаты, а уж только после этого оставшееся тратили на себя или откладывали на чёрный день. Все квитанции Нина Ивановна аккуратно собирает и хранит. В пожелтевших полиэтиленовых пакетах они лежат в серванте рядом с документами и грамотами за усердный труд и победу в соцсоревнованиях.
  • Никогда мы в должниках не ходили, всегда за всё платили вовремя и даже отдавали больше, чем нужно, — рассказывает Нина Ивановна. — А тут вдруг так нас обидели…
    По версии стариков, обида заключается в том, что неожиданно из пенсии Александра Ивановича удержали немалую сумму в 7 тысяч рублей. Потом оказалось, что старики должны еще 6 тысяч. Для семьи это очень большие деньги. Откуда же взялся штраф?
    Пенсионеры «догадались», как образовалась за ними задолженность. Они считают, что долги — «чужие». По их версии, причина в большом количестве проживающих в селе однофамильцев.
  • Еще недавно на другом конце улицы жил полный тёзка моего мужа — тоже Александр Иванович Омётов, — рассказывает Нина Ивановна. — Он умер, но налог за его приусадебный участок продолжают присылать. А кому? Да моему мужу и шлют. Пока это были небольшие деньги, я платила и даже не глядела в бумажки: раз надо — плачу. А когда суммы стали большими, мы решили: платить за чужого человека не будем. И перестали. Вот после этого нам штраф и сделали.
    Суд права защитил, но…
    Старушка показывает старые квитанции, в которых действительно разные кадастровые номера земельных участков и разные номера домов одной и той же улицы. Суммы и впрямь небольшие. Затем суммы в квитках становятся больше. И, наконец, дело доходит до налогового уведомления
    о перерасчете земельного налога с суммой уже более значительной. Тут уже начинают фигурировать не десятки, а тысячи рублей.
    Пока супруги были в силах, они пытались бороться. Имеется даже определение от 23 марта 2010 года об отмене судебного приказа о взыскании с А.И. Омётова недоимки по земельному налогу с учетом пеней. Суд не только защитил права Александра Ивановича, но и определил сделать Федеральной налоговой службе разъяснения по поводу ситуации, сложившейся с однофамильцами.
    Казалось бы, всё стало ясно. Суд решил проблему в пользу стариков. Так откуда же взялась новая беда на их головы? Омётовы считают, что дело снова в «проблеме однофамильцев» и злополучных «усадах».
    Наверное, разумно было бы обратиться в налоговую инспекцию, рассказать о сути дела, напомнить о судебном прецеденте. Вот только сделать это уже трудновато. Александр Иванович не встаёт с постели, Нина Ивановна с трудом передвигается по дому. За пенсионерами ухаживает ­соцработник.
    Да и находится налоговая служба теперь не в своем районе, а в Сарове. А туда не каждый здоровый человек попадёт. В отчаянии хозяйка написала письмо в газету.
    Помочь могли бы дети
    В сельской администрации выяснилось, что ситуация сотрудникам знакома. Чуть больше года назад сельская власть, понимая, что старики не будут обрабатывать свой усад, предложила им провести межевание земли, чтобы не платить лишнего. К этому времени на участке выросли берёзки в руку толщиной. Теперь там не картошку, а грибы впору собирать.
  • Омётовы год назад замежевали участок под домом и свой огород, — пояснила специалист Ольга Безручкина. — После этого речь о плате за усад уже не идёт. Но после этого новое обращение из налоговой пришло. Из него стало ясно, что кадастровая стоимость земельного участка завышена. Мы сами тогда беседовали с налоговой службой. Нам пояснили — чтобы выяснить, почему такая стоимость, нужно разбираться в областном Росреестре. Таким образом, проблема уже не в усаде, тем более чужом. Сегодня никак не может быть никакой путаницы с однофамильцами.
    Понимая, что сами старики не смогут сделать запрос через интернет, сотрудники сельской администрации зашли по их кадастровому номеру в «Росреестр онлайн». Выяснили, что после межевания за супругами числится уже меньшая площадь: 13 соток вместо 47.
    Для выяснения, почему же кадастровая стоимость участка завышена, надо обращаться в Росреестр. Это могли бы сделать от имени стариков их дети. Нужно написать для начала письмо, выяснить в каталогах действительную кадастровую стоимость. Но дети молчат. А может быть, не в курсе проблем родителей.
    Пока же, по просьбе сотрудников газеты, за дело взялись сотрудники районной и сельской администраций.
    Управляющая делами администрации района Ольга Гришанина предположила:
  • Неприятность с Омётовыми, видимо, произошла потому, что они, по их собственному признанию, несколько лет не платили налог. Накопился долг. Разбираться в этом должна бы их семья, дело-то заявительного характера. Однако мы возьмем дело на контроль, выясним всё и по налогам, и по кадастровому учету. Не останется в стороне и депутатский корпус.
  • Напрасно односельчане не обратились за помощью сразу в сельскую администрацию, возможно, тогда дело и не дошло бы до исполнительного производства, — огорчен глава Хрипуновского МСУ Алексей Фадеев. — Сумма, удержанная с них, очень большая. Я побываю у Омётовых, сниму копии документов. Найду контакты с родственниками, чтобы дело сдвинулось. Выясним всё и по площади, и по стоимости.
    Отрадно, что власти проявили внимание к столь запутанной ситуации. Есть надежда, что недопонимание вскоре разъяснится. Газета будет следить за ходом дела, ведь оно может быть полезным и для других наших читателей, которые могут оказаться в подобной ­ситуации.
    Александр КУРИКОВ.
    Фото автора.
    Ардатовский район.
    Нина Омётова: «Нам, пожилым людям, трудно разобраться в ворохе документов».
  • #газета #землянижегородская #ардатов #ситуация #налоги #пожилые