ПОСЛЕДНЯЯ ИЗ КОМАРОВСКОГО СКИТА

Находку уникальной схимы верующие люди назвали чудом

В Керженском краю немало мест, связанных со старообрядчеством. Само слово «кержак» в России давно стало нарицательным и означает — старовер. В прошлом эти люди оказали большое влияние на развитие нижегородского Заволжья. В Семёнов, который до конца XVIII столетия был малочисленным селом, староверы переселялись целыми семьями, несли с собой иконы, рукописные книги, литье и другие ценности, а главное — знания. Здесь появились новые промыслы. Развивались торговые связи с другими частями страны. Семёнов стал быстро расти.

Среди жителей Семёновского округа и сейчас немало старообрядцев. Они сохраняют память о предках, свои традиции, веру. В центре города поднимается Никольский древлеправославный храм, построенный в 1912 году. Именно здесь находится уникальная реликвия — монашеская схима, принадлежавшая одной из последних насельниц знаменитого Комаровского скита, известного по романам П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Исследователи говорят, что вещь эта редчайшая даже в масштабах страны. Обрели реликвию совсем недавно. С этим связана увлекательная история.

Синодик поведал имя

Об удивительной находке нам рассказала Маргарита Алмазова. Она живет в Семёнове, пятнадцать лет проработала в районном историко-художественном музее, сейчас учится в магистратуре ННГУ им. Н.И. Лобачевского, заниматься научной работой. Изучает старообрядчество.

— Когда занялась этой темой, прочитала статью Сергея Сироткина — «Керженский синодик», где описан устный памятник — поминальник, в котором перечисляются особо почитаемые старообрядцы Керженца, — рассказывает Маргарита Алмазова. — Начинается он так: «Помяни, Господи, душа раб своих иноков-схимников и схииниц и всех православных христиан…» Среди названных монахов и монахинь меня больше всего заинтересовало имя черноризицы Алефтины.

Чтобы узнать больше, Маргарита отправилась в Никольскую церковь. Там ей открылся поразительный факт: оказалось, что за черноризицу часто подают в церкви, и она есть в тетрадке — поминальнике храма, а значит, люди до сих пор помнят монахиню. Поговорив с отцом Игорем, который здесь служит, и работницами храма, Маргарита узнала, что люди до сих пор подают записки с именем монахини Алефтины. Она постаралась встретиться со многими из них. Каждый объяснял это по-своему: она помогала, знала все молитвы, могла вести службу… Так что же это за женщина, которую с таким почтением вспоминают жители Семёнова спустя годы после ее смерти?

Уничтожен трижды

Исследование привело на место, где когда-то располагался Комаровский скит. Сейчас здесь чистое поле, и только крест напоминает о том, что в прошлом здесь было большое поселение. Среди керженских скитов Комаровский был самым крупным и богатым. В период расцвета в нём было сорок восемь обителей, в которых проживало до двух тысяч человек, они имели связи с российскими и зарубежными старообрядцами. Жила здесь и матушка Манефа — героиня романов Мельникова-Печерского. Обитель, которую она возглавляла, была самой процветающей на Керженце.

Первый раз скит был полностью уничтожен во время так называемого питиримова разорения, но позже начал восстанавливаться. Следующее гонение прошло в 1850-е годы по указу императора Николая Первого об уничтожении скитов, в том числе, в нижегородском Заволжье. Однако ликвидации, по сути, не состоялось. Часть обитателей скита оставалась на прежнем месте, а чуть позже Манефина обитель снова наполнилась инокинями. Окончательно расселен скит был уже в советские годы.

— Остатки скитов существовали до 40-х годов прошлого века, — рассказывает Маргарита Алмазова. — До сих пор живы люди, которые были свидетелями их разрушения, в детстве бывали там.

Несуществующее ныне Комарово находится рядом с деревней Елфимово. Местные старожилы многое могут рассказать. Еще сами, будучи детьми, они ходили в разрушенные Комаровские кельи, где тогда сохранялись погреба и подполья — люди старались забрать последнее. Строений к тому времени уже не было, только келейки и множество яблонь. Для бытовых нужд в саду когда-то был вырыт пруд. Долгие годы после разорения он сохранял чистоту, что люди связывают со святостью места.

После разорения скитов часть домов оттуда была перевезена в Елфимово, где потом стояла целая «скитская» улица. Эти старинные комаровские постройки сгорели во время пожара в 1980-е годы, когда выгорело полдеревни.

Как рассказала Маргарита Алмазова, сейчас эти места, где были комаровские обители, называют «сорок кладбищ» — у каждого поселения были свои святые могилы, сюда приходили молиться.

Помнят люди и последних обитательниц Комаровского скита Марию Коровницу, Анну, Агриппину и слепую Алефтину…

Снова краевед набрела на это имя — Алефтина или попросту Лефтина, как называли её в народе. Встретившись с её родственниками и опросив других жителей Семёновского округа, Маргарита смогла приподнять завесу тайны над судьбой этой необычной монахини, последней из Комаровского скита.

Обман был раскрыт

Алефтина Смельцова родилась в 1898 году в деревне Полом Семёновского уезда, была третьим ребенком в семье. У неё были две старшие сестры — Екатерина и Агриппина и младший брат Иван.

— В детстве Алефтина перенесла оспу из-за чего полностью ослепла, — рассказывает Маргарита Алмазова. — Жить ей было тяжело. Родственники рассказывали: в 11 лет она испытала сильнейшее душевное смятение, забралась на мельницу. После этого происшествия, которое могло стоить ей жизни, девочке посоветовали уйти в Комаровский скит. Отец благословил старших Екатерину и Агриппину не выходить замуж, отправиться в скит вместе и во всем помогать слепой сестре: в юном возрасте она готовилась совершить духовный подвиг — стать монахиней.

Сёстры были вместе всю жизнь. В Комарове они прожили до 1940-х годов. Потом перебрались в родную деревню Полом. В 1960-е купили дом в Семёнове, где организовали молельню. Монахиню Алефтину знали многие. В советские годы священников было мало, поэтому к ней обращались с просьбами помолиться. Ей приносили детей на крещение — чин черноризицы позволял совершать таинство. Сёстры служили во множестве деревень. Порядок ведения службы, все молитвы Алефтина знала наизусть.

— Однажды дети решили её обмануть: дали ей одну монету вместо другой, как только её рука коснулась монеты, она сразу открыла их хитрость, — говорит Маргарита. — Монахиня на ощупь определяла, кто с ней рядом, у неё было отличное чувство времени, помнила все даты и праздники… Комната, в которой она жила, вся была в иконах. В доме всегда был достаток. Люди обращались к ней не только по духовным вопросам, но и просто за советом.

К сожалению, ни одной фотографии черноризицы Алефтины не сохранилось. Люди вспоминают: её широкое лицо было изъедено оспой, но не отталкивало. В монашеском облачении, которое она всегда носила, выглядела строго и торжественно.

— Монахиня жила в своем доме до 1977 года, пока была жива старшая сестра, — говорит исследовательница. — Однажды Агриппина пришла к племяннице Фаине Кузнецовой, дочери брата Ивана, извинилась, сказала, что скоро умрет и оставит ей «подарок». Так Фаина поняла, что та благословила её на уход за монахиней.

Черноризицы Алефтины не стало в праздник Рождества Пресвятой Богородицы — 21 сентября 1984 года.

Встретили святыню

Осенью 2017 года, собрав воедино историю черноризицы Алефтины, Маргарита Алмазова отправилась на международный старообрядческий форум в Москве, где ей предстояло выступить с докладом. И вот прямо перед отъездом была найдена реликвия — монашеская схима.

— Буквально за два часа до поезда мне позвонила родственница монахини и сказала, что нашла что-то интересное в сундуках в доме, где последние годы жила черноризица Алефтина, — рассказывает Маргарита. — Она передала мне одеяние, завернутое в пакет, и в тот момент я даже толком не понимала, что попало мне в руки.

Когда Маргарита, прочитав доклад, развернула на сцене эту вещь перед собранием старообрядцев, они встретили это как чудо. Перед ними предстала монашеская схима — вещь сакральная и редчайшая.

— Ко мне подходили, фотографировали схиму, просили оставить её в Москве, — рассказывает краевед. — Кто-то даже высказал недовольство, что такой священный предмет оказался в руках светского человека.

— Это действительно очень большая редкость, — подтвердила в телефонном разговоре Ольга Шиманская, кандидат философских наук, сотрудник института Европы РАН. — Вышивка имеет декоративную ценность. Одеяние хорошо сохранилось, мало людей видели подобное.

Предмет одежды схимонаха представляет из себя капюшон — куколь и аналав — особый четырехугольный плат. Одеяние надевают поверх другого облачения. Мы представляем, что монашеская одежда это всегда что-то черное. Но вышивка на схиме выполнена множеством ярких цветов, здесь есть текст, изображения крестов, особые символы.

Монах, принявший великую схиму, как бы отрекается от мира, принимает ангельский образ. Он больше не заботится о хлебе, полностью посвящает себя молитве.

По словам исследовательницы, схимонахов обычно хоронят в этом облачении. Вероятно, что черноризица Алефтина не успела принять схиму, поэтому её одеяние сохранилось и спустя десятилетия было найдено в одном из старых сундуков.

Старообрядцы обрели реликвию. Когда в Семёнов приезжал патриарх древлеправославной церкви Александр, он предложил Маргарите Алмазовой оставить святыню в Никольском храме, где она сейчас хранится в алтаре.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора и из архива Маргариты АЛМАЗОВОЙ.

Семёновский округ.

#газета #землянижегородская #семёнов #схима #старообрядцы #краеведение