РИСКУЕМ ПОТЕРЯТЬ СОКРОВИЩА

Их нужно передать потомкам

Тени былого сходят с мольберта

Заслуженному художнику РСФСР Андрею Плотнову доверяли писать портреты выдающихся людей того времени. Да, мастеру, к примеру, позировал для триптиха лично первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Работы другого известного художника — нашего земляка-нижегородца, лауреата Сталинской премии Михаила Суздальцева не раз выставлялись в Третьяковской галерее и Русском музее. Участник многих всесоюзных и международных выставок Михаил Володин по заданию Правительства СССР в 1945 году в составе специальной бригады художников восстанавливал ценнейшие полотна европейского искусства, пострадавшие во время бомбардировок Дрездена.

Что же объединяет эти громкие имена? Точка пересечения есть, и находится она… в посёлке имени Тимирязева Городецкого района, в сельской художественной галерее, где собраны работы талантливых художников второй половины XX века.

В народе галерею, ставшую музеем советского искусства, прозвали «сельской Третьяковкой». Аналогии очевидны: подобно знаменитому русскому предпринимателю и меценату Павлу Михайловичу Третьякову, председатель колхоза имени К.А. Тимирязева, Герой Социалистического Труда Иван Абрамович Емельянов собирал полотна лучших художников страны и делал их достоянием людей. Начатое дело продолжил младший Емельянов — Валерий Иванович.

— В 1959 году ЦК КПСС поручил художнику Андрею Плотнову написать портрет моего отца, — вспоминает Валерий Иванович. — Они познакомились, знакомство переросло в крепкую дружбу, и у них родилась идея создать сельскую галерею. Повод был как раз подходящий — 30-летие сельскохозяйственной артели. Задумку поддержали и другие живописцы. Экспозиция открылась в Доме культуры. Колхоз был миллионером, на балансе имелся даже свой санаторий на берегу Волги, и сюда летом приезжали московские и горьковские художники, чтобы отдыхать и рисовать, вдохновляясь красотой природы. В течение восьми лет гостили признанные мастера. По договорённости за колхозом оставалось право выбрать для галереи одну-две понравившиеся работы, написанные у нас, какие-то полотна покупались позже. В итоге собралась обширная коллекция живописи.

Сквозь хаос безвременья

В середине 1980-х галерея, которой стало тесно в ДК, обосновалась в бывшем детсаде. В ходе его реконструкции создали четыре выставочных зала, запасник картин. Однако после ликвидации колхоза здесь разместили ЖКХ, устроили склад водопроводных труб. Экспозиция же вернулась обратно в Дом культуры. Вот только к тому времени обветшалое здание было уже не способно принять коллекцию, требующую строгого температурного режима и уровня влажности во избежание неминуемой порчи. Довольно долго картины просто лежали стопками никому ненужные, а в ДК то и дело протекала крыша…

Силами энтузиастов и руководства сельсовета, неравнодушных к судьбе культурного наследия, удалось создать проект сельской художественной галереи, который включили в программу комплексного развития села. По программе выделили деньги на развитие проекта. Сумма была небольшой, но позволила провести косметический ремонт помещения, отданного под выставочный зал. Экспозиция открылась и перешла на баланс Городецкого историко-художественного комплекса. В фонды поступило 236 картин, уцелевших в хаосе безвременья. Многим вторую жизнь подарила Марина Локтева, некогда руководившая выставкой, не будучи профессиональным художником, она, как могла, реставрировала повреждённые полотна.

Сейчас в ДК посёлка имени Тимирязева на суд зрителя выставлено чуть более трёх десятков картин, но это лишь малая толика от того культурного богатства, которым располагала когда-то «сельская Третьяковка».

— С точки зрения туриста и ценителя изобразительного искусства посещать эту экспозицию в данный момент мало смысла, поездка в наш посёлок за десятки, а то и сотни километров, чтобы за 20 минут обойти один зал, не стоит потраченных сил и времени, — сокрушается Валерий Емельянов, у которого все эти годы болит сердце при виде наступившего упадка. — Чтобы галерея вызывала подлинный интерес, она должна предложить посетителям настоящее погружение в мир живописи. Сохранившийся фонд способен предложить интересную и насыщенную программу посещения, что легло бы в основу туристического маршрута. Как всегда, вопрос упирается в финансирование — необходимы капитальный ремонт Дома культуры, реконструкция и расширение помещения галереи, а также ставка экскурсовода. Средств на это изыскать пока не удаётся, хотя мы обошли немало инстанций…

Достояние области

Сельские картинные галереи — явление уникальное. План пятилетки 1951-1955 годов состоял не только в повышении объёмов производства сельскохозяйственной продукции и модернизации отрасли, но и в улучшении условий жизни на селе, что должно было мотивировать крестьян на трудовые свершения. Сельское хозяйство превращалось в наукоёмкую сферу экономики, где требовались качественно новые кадры — образованные, всесторонне развитые. Культуру называют древнейшей формой нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания. В колхозах открылись дома культуры, в которых появились кружки художественной самодеятельности, народных ремёсел. Ну а передовые предприятия уже могли позволить себе и такую роскошь, как настоящая картинная галерея. Когда на селе возникли целые посёлки, оснащённые всеми благами цивилизации, крепким руководителям захотелось пойти ещё дальше, чтобы у них было не хуже, чем в городе: даёшь кинотеатры и выставки. Вокруг этих очагов культуры объединилась сельская интеллигенция, воспетая писателями-деревенщиками.

— В передовые колхозы раньше возили иностранные делегации, чтобы продемонстрировать им наши достижения, в том числе и в плане повышения качества жизни на селе, — продолжает Валерий Емельянов. — К примеру, в Московской области при поселении Вороново действовал могучий тогда совхоз «50 лет СССР», там, как у нас, была открыта своя галерея. Мы плотно контактировали, делились опытом и даже картинами обменивались. Оказывается, всё это по-прежнему везде сохраняется на должном уровне, как память поколений, а у нас почему-то на ладан дышит… В этом году вроде бы намечался капитальный ремонт здания Дома культуры, но опять говорят: денег нет, хотя соглашаются, что давным-давно назрело. Сам ДК является структурным подразделением досугового центра «Метеор» при районном управлении культуры и туризма, Городецкому историко-музейному комплексу принадлежат только картины, но в рамках капремонта можно было бы и реконструкцию галереи сделать, речь-то о культурном достоянии даже не района, а всей области…

На полотнах, которые сейчас можно увидеть в посёлке имени Тимирязева — не только пейзажи и производственные сюжеты, но и лица односельчан, многих из которых уже нет в живых. Для Валерия Ивановича это не просто портреты — это кадры его личной кинохроники с родными и близкими лицами. Самая дорогая сердцу картина, конечно же, та, на которой запечатлён отец.

Впрочем, Валерий Емельянов ратует за возрождение галереи не потому, что стремится воскресить прошлое. Вернувшая былое величие экспозиция, по его видению, смогла бы показать и красоту традиций в искусстве, и одновременно стала бы выставочной площадкой для ныне работающих художников, чей талант необходим людям, ведь именно ради этого и появилась когда-то в посёлке своя Третьяковка. Выставки, мастер-классы, творческие встречи и даже, может быть, фестивали сделали центром притяжения этот уголок Нижегородчины.

Тут Валерий Иванович, безусловно, прав, потому что картины должны вдохновлять новое поколение, а не собирать пыль в ожидании случайно забредшего посетителя. С этим согласен исполняющий обязанности директора Тимирязевского ДК Владимир Рыжов. Мы часто ищем чудес где-нибудь в чужих краях, ради их обретения платим огромные деньги и не замечаем порой настоящих сокровищ у себя под ногами. Не пришло ли время поднять?

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Городецкий район.

Факты

В селе Таскино Красноярского края при колхозе имени Кирова была создана и до сих пор действует своя художественная галерея, где среди прочих картин можно увидеть портрет Владимира Высоцкого, написанный во время съёмок в фильме «Хозяин тайги».

Подобная галерея существует в селе Панфилово Владимирской области, которой в 2015 году присвоено имя заслуженного художника России С.И. Чиркова.

Ровесницей нашей «сельской Третьяковки» является галерея в селе Журавка Новосибирской области, открытая в 1959 году, где можно увидеть порядка 240 картин московских, новосибирских и омских художников.

Андрей Плотнов, помогавший председателю колхоза имени К. А. Тимирязева создавать экспозицию, организовал такую же у себя на малой родине — в городе Данков Липецкой области.

#газета #землянижегородская #городец #тимирязева #галерея #культура #живопись #ситуация