ЕХАТЬ НА ОДНОМ КОЛЕСЕ

При желании этому можно научиться

Одним из активно развивающихся хозяйств в Арзамасском районе заслуженно считается КФХ Игоря Андронова. Человек он творческий, применяющий нестандартные подходы к любому делу. Сегодня его поля расположены на нескольких десятках гектаров. А начинал Игорь фермерствовать со скромного пая в 3 гектара рядом с отцовской усадьбой.

Без кредитов

— Вырос я в деревне, наверное, отсюда тяга к работе на земле, — рассказывает Игорь. — Хотя по диплому я не сельхозник, у меня педагогическое и юридическое образование. До ухода в фермерство работал десять лет юристом в арзамасской Думе. Потом решил выбрать крестьянский труд.

Отец у Игоря еще с 2002 года сажал 3 гектара картошки на участке под домом. Сын помогал. По тем ценам отцу хватало заработка на целый год жизни. Картошка тогда стоила по 10 рублей и выше — любая зарплата перекрывалась.

В 2014 году Андронов решил к отцовскому паю присоединить еще 10 га. Паи тогда были недорогими — 2 тысячи рублей просили за 3 га. Игорь всё просчитал и решил скопленные деньги вложить в покупку собственной земли. Обошёлся без кредитов, он их по сей день ни разу не брал. Старается развиваться пусть медленно, но без риска разориться. Верность этого подхода подтверждалась не раз.

Был у семьи старенький трактор «ЮМЗ» и копалка, этого хватило для начала. Первый же фермерский год оказался для Андронова прибыльным. Воодушевившись, он уже с 2015 года сажал второй хлеб на 30 га.

К этому времени колхоз в селе окончательно разорился, и фермеру удалось выгодно купить картофельный склад. В пересчете на нынешние деньги покупка вышла на 600 тысяч рублей. А постройка обошлась бы в 5-7 раз дороже. С собственным хранилищем появилась возможность не продавать весь урожай с колёс, а часть его придерживать до более выгодной цены.

Впрочем, хоть и посадили фермеры картошки втрое больше, надежды на втрое большую выручку не оправдались. Цены на продукцию упали до 5 рублей, а это уже почти себестоимость. Тогда Игорь задумался о выращивании зерна. В 2016 году под зерновыми у него было занято 50 га, уже в следующем году зерновой клин увеличил до 100 гектаров.

— Земля у меня расположена компактно, 13 участков разместились вокруг деревни, — продолжает Игорь. — Хотелось бы объединить их в один массив. А так приходится самому мастерить технику, чтобы позволяла не только работать, но и переезжать с поля на поле по улицам села. К примеру, борону с захватом 12 метров пришлось переделать на складную. Это необходимо, хотя затратно и по времени, и по средствам.

Процесс покупки земли у Андронова и сегодня продолжается. Вскоре намерен взять еще 11 га по льготной покупке. Ещё почти половина земли находится в аренде, а владельцы паёв, по выражению Игоря, оценивают свои участки так, будто у них там нефть нашли.

Снизить затраты

Землю, многие годы не знавшую плуга, очень трудно приводить в порядок. Андронов тракторами корчевал лес, возвращая угодья в оборот. Сейчас площадь полей довел до 280 га.

Считается, что молодая земля очень хорошо родит. Игорь же убедился, что до этого ее два-три года надо готовить к нормальной работе. Кроме механической обработки, нужно вносить комплексные удобрения, чтобы почва начала отдавать вложенное хорошим урожаем.

Следующие 2017-18 годы опять дали фермеру хорошую прибыль. Достойная цена на зерно позволила несколько складов построить и технику подкупить.

— Рядом с картофелехранилищем возвел еще два склада, — доволен Игорь. — Вся стройка велась только своими силами, никакой поддержки пока ещё не получал. Средства разных программ и грантов до меня не доходят.

Зато Андронов научился обходиться малыми средствами. А ведь сэкономить — значит заработать. Если бы нанимал строителей складов, каждый обходился бы 6 миллионов рублей. А возведение собственными силами обошлось в 2,5 миллиона. На множестве операций смог снизить затраты. Например, крышу его склада держат столбы вместо арок. Это дешевле.

— За годы фермерства не пожалел о сделанном выборе, — рассказывает Игорь. — Особенно нравится, что можно увидеть и даже потрогать результат работы. С бумажной работой никогда не было ясно, нужна ли она вообще. Порой казался себе бесполезным человеком.

А расчёт таков…

Постигать сельхознауки от агрономии до бухгалтерии пришлось самоучкой. Особенно скрупулезно надо подходить к расчетам, когда тучные годы сменяются худыми.

— Расчет прост: возьмем мой бюджет условно за 10 миллионов, — прикидывает Андронов. — Это значит я должен 10 вернуть, три из них отвести на зарплату и хотя бы ещё три оставить на развитие. А в этом году картошка не идёт. Сразу образовался дефицит по деньгам, даже 10 миллионов не набираю.

Себестоимость картошки вышла у фермера под 5 рублей за килограмм. Семена дорогие, плюс средства защиты, удобрения, трудозатраты, ГСМ. А ещё картошка — проблемная в отгрузке. С 20 тонн ценой в 100 тысяч фермер должен 20 тысяч отдать за тару, отгрузку, сортировку.

Технология у Андронова не самая сложная, но затраты ощутимые. Около 10 тысяч рублей на гектар требует основной питающий элемент — калийные удобрения. Их Игорь вносит под зяблевую вспашку, в сентябре. Весной снова траты — 2,5 тонны семенного картофеля примерно по 20 рублей за кг. Закрытие влаги, фрезеровка заберут еще 10 тысяч. Прибавим к этому посадку и удобрения — выходит под 75 тысяч. Летние обработки (6 штук, как минимум) обходятся каждая по 3 тысячи на га. Вот и выходит, более 100 тысяч на гектар вкладывается, если не нарушать технологию.

— Получили мы картофеля в 2020 году 50 тонн с гектара, — продолжает расчеты Игорь. — Но 15 процентов потерь было уже с поля. В минувшем сезоне использовали технологию под сухой год, из-за этого картошка переросла. Брак доходил до 30 процентов, ведь благоприятные условия были не только для картошки, но и для болезней. Вот и выходит уже 35 тонн урожайности. Откидываем затраты на продажу, в итоге никакой прибыли. У большинства фермеров такая картина. Вот поэтому планирую убавить посадочные площади под картофелем до 25 га.

Только мышей не хватало

На зерне затраты в 10 раз меньше картофельных, на гектар надо вложить 13-15 тысяч. Но говорить о прибыли можно при урожае в 40-50 ц/га и цене в 8 рублей за кг. В этом же году фермер собрал озимой пшеницы только 17 ц/га. Прежде зерно спасало, но в этом сезоне по зерну вышли в ноль.

Посеял фермер горчицу на удачу. Многие в районе очень хвалили эту прибыльную культуру. Два года она выручала Андронов, прибыль давала до 25 тысяч с гектара. Но в 2019 году случилось перепроизводство, и она никому не нужна, лежит на складе. А Игорь настолько на горчицу надеялся, что из-за неё горох нарушил.

Приближающийся полевой сезон тоже не сулит ничего хорошего. Занял Андронов 110 га озимой пшеницей, но из-за ледяных дождей корка образовалась на полях, явно пропадёт большая часть всходов. Процентов 7 фермер уже заранее списал. А тут ещё другая беда — на полях появились мыши. Видно, что съели не меньше 15 процентов.

— Весной планирую сажать четыре культуры — картофель, пшеницу, ячмень, горчицу либо горох, — делится Андронов. — Картошка у меня не самых лучших репродукций. Фермеры сегодня как рассуждают — хоть у велосипеда и два колеса, но нам надо как-то так сделать, чтобы на одном доехать. Знаем, что требуются хорошие европейские семена и полный набор удобрений. Но не получается.

Всё впереди

С техникой приходится новаторствовать, чтобы за малые деньги получить большую отдачу. Вентиляцию Игорь своими руками сделал, вместо 3 миллионов – за 40 тысяч. Пришлось обходиться без автоматического включения. Все клапаны включает сам — зато экономия какая.

Очень нужна фермеру сушилка, но где взять 3 миллиона на ее покупку? В его хозяйстве пока что роль сушилки выполняет зерновая сортировка ОВС. Четыре прогона через неё снижают влажность зерна на 2 процента. С горчицей этот приём тоже срабатывает.

Катки для прикатывания посевов Игорь сделал тоже сам. Покупные обошлись бы в 300 тысяч, а самодельные — всего в 40. Затраты потребовались только на покупку обыкновенной трубы и дубовых плашек, чтобы изготовить деревянный подшипник, как на телеге.

Восстановлены буквально из металлолома и прекрасно работают сеялки, бороны, водяные опрыскиватели, даже в комбайнах много рационализаторских изменений.

Конечно¸ совсем без покупок не обойтись. В ушедшем году фермер купил фасовочную установку для картофеля.

По требованиям рынка, нужно развешивать картошку в сетки по 25 кг, но Игорь и тут сэкономил. Аппарат взял не специальный картофельный, даже вообще не из сферы сельского хозяйства. Приспособил его для своих нужд. Принцип действия не совсем обычный — роль бункера играет сама сетка: набралось 25 кг, датчик прекращает подачу клубней. Покупка вместо 600 тысяч обошлась в 180.

— Конечно, трудности огорчают, — вздыхает Игорь, — Но я рассуждаю, что крестьянину надо 10 лет не спать и не есть досыта, чтобы выйти на стабильность. А у меня ещё только 5 лет хозяйству. Значит, всё впереди, надо только трудиться и рук не опускать.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Арзамасский район.

На снимке: Игорь Андронов: «При небольшой переделке фасовочная линия по картофелю обошлась втрое дешевле».

Только цифры

5 рублей за килограмм вышла себестоимость картофеля в 2019 году, что сравнимо с закупочными ценами.

#газета #землянижегородская #арзамас #картофель #фермер