ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ
О разном взгляде людей на родное село
У Тольско-Майданского сельсовета Лукояновского района есть свой сайт. Вещь, можно сказать, уникальная. Редкая сельская администрация области может похвастать страницей в интернете. А зачем она понадобилась в Тольском Майдане?
— Открытие сайта — это еще один шаг навстречу людям, новым технологиям, развитию коммуникаций, — вот и ответ на наш вопрос на главной странице сайта. — Основной целью данного ресурса служит необходимость обеспечения гласности и доступности информации, что является необходимым условием и залогом успешного социально-экономического развития территории. Повышая инвестиционную привлекательность поселений, входящих в состав Тольско-Майданского сельсовета, делаем жизнь односельчан более комфортной и удобной. Работа администрации не сводится только к решению сиюминутных проблем, какими бы насущными они ни были. И на уровне района, сельсовета готовятся планы развития на дальнюю перспективу. Рассмотрим любые предложения по взаимовыгодному сотрудничеству, привлечению капитала, внедрению передовых технологий.
Интересно, что же это за планы развития? Чтобы разузнать подробности, отправились на место.
Как в раю
Про сайт сельсовета узнали случайно. Из Тольского Майдана в редакцию поступило несколько тревожных сигналов. Один касался памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Другие — о перегоревших лампочках, плохом качестве воды, отсутствии электричества и отопления в местном храме. Не вяжутся обращения жителей со стратегией поступательного развития.
Первую остановку по приезде в Тольский Майдан сделали на улице Калинина.
— Живём хорошо, — говорят женщины. — Магазины работают, хлеб, продукты привозят. Медпункт действует, дороги чистят. Дом культуры отремонтировали. Перебоев с водой нет, если только летом, и то очень редко. Лампочка у колодца и правда не горела, но недавно заменили. Есть, правда, тёмные углы на окраине села, там вечером ходить невозможно, ничего не видно. Знаем, в конце улицы Свердлова у поворота на Самодуриху такая ситуация. В остальном — всё отлично. Налажено автобусное сообщение с Лукояновым. Да в город почти не ездим, если только в больницу. В своём селе есть чем заняться. Увлекаемся скандинавской ходьбой, на лыжах катаемся…
С женщинами встретились случайно, они поджидали почтовую машину, в тот день пенсию выдавали. Вот и собрались небольшой компанией поговорить о том-о сём. А получилось, рассказали о своём житье-бытье. Слушали мы их и думали: почти в рай попали. Но нет, проблемы всё же обнаружились. Оказалось, что в церкви действительно нет ни света, ни тепла.
— Мёрзнем, — констатируют женщины. — Печку-буржуйку топим, но толку от неё немного. А храм у нас красивый, новый. Да вы сами посмотрите.
Напротив — разруха
Путь держим в центр Тольского Майдана. По одной стороне дороги тот самый храм, по другой — Дом культуры, сияющий новенькой крышей и весёлым розовым цветом фасада. В зимнюю хмурь на здание такого оттенка смотреть особенно приятно. Но что это? Неужели санузел? Точно. Чуть на отшибе — деревянная избушка, о назначении которой догадаться несложно. Рядом — полуразвалившийся бревенчатый дом, крыша которого вопреки конструкции устремилась к земле.
— Садитесь в машину, я вам и не такое покажу, — говорит Анатолий Максин, местный житель.
Экскурсия по Тольскому Майдану, что и говорить, получилась впечатляющей. Первая остановка — памятник павшим воинам. Часть монумента привели в порядок, сняли таблички с именами павших, они пойдут под замену. Дело хорошее, тем более впереди 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Но напротив монумента — обломки колхозной конторы, будто память людская осыпается.
— 9 Мая все соберутся, пойдут Бессмертным полком, а тут такое, — сокрушается Анатолий Васильевич.
Чуть поодаль — ещё два полуразвалившихся здания. Одно когда-то принадлежало СПК «Тольский Майдан», приказавшему долго жить. С 2000 года строение, в котором занимали квартиры работники хозяйства, пустует. В окнах пробоины, в крыше проплешины. Восстановлению не подлежит.
Напротив — такое же здание, только не деревянное, а панельное. Дом расселили два года назад как аварийный. Людям предоставили квартиры в новых строениях. А старое — так и стоит.
— В 1980-х колхоз здесь знатный был, миллионер, только поголовье КРС превышало 3 тысячи, а сахарной свёклы выращивали столько, что нам после её переработки два вагона песка доставляли, — рассказывает Анатолий Максин. — Так вот, хозяйство построило детский сад. Большое здание, оснащённое необходимым оборудованием. Но когда предприятия не стало, молодёжь потянулась в город, ребятишек осталось немного, детсад объединили со школой. А отличное здание, которое ещё могло бы послужить, рассыпается.
Экскурсия, проведённая Анатолием Васильевичем, пошатнула веру в то, что жизнь в селе чуть ли не идеальная. И дело не только в окружающем пейзаже, где в самом сердце Тольского Майдана ощерила зубы разруха. Хозяйства нет, а значит, нет и работы.
— Есть цех, дерево перерабатывают на уголь, — рассказывает наш провожатый. — Говорят, продукцию даже за границу везут.
Экспорт, однако.
— А ещё поля у села обрабатывать начали, — говорит Анатолий Васильевич. — Думал, никогда больше шума работающих тракторов да комбайнов не услышу. Земля уж лесом зарастать стала. Ошибся.
Ему, бывшему механизатору, не один десяток лет проработавшему в местном хозяйстве, песня, что заводит сельхозтехника, разливается бальзамом по сердцу.
Клозет пока в мечтах
С жителями поговорили, самое время познакомиться с главой сельской администрации. Николай Меньков более десяти лет руководит территорией.
— В 2007 году отремонтировали водопровод по областной программе, — рассказывает он. — Заменили металлические трубы на пластиковые, поставили новую водонапорную башню, запустили резервную скважину. Вода у нас хорошая, правда, в 2,6 раза превышена норма содержания железа. Благодаря реконструкции трубопровода отключения воды не происходит даже летом, когда в селе гостят дети-внуки, приезжают дачники, и водоразбор в разы увеличивается.
Разъяснил Николай Алексеевич и ситуацию с церковью. Прежде чем подвести к ней коммуникации, необходимо оформить землю, на которой она построена. В своё время ни участок, ни работы, проводимые на нём, не зарегистрировали. И получить техусловия на подачу электроэнергии, газа пока невозможно. Провели межевание земли, направили документы в суд. Он должен вынести решение о постановке здания на учёт сельской администрации. Затем церковь безвозмездно передадут епархии. Только тогда можно будет заниматься подключением благ цивилизации. Ждать осталось недолго — месяца три-четыре.
Примерно столько же, по словам главы администрации, придётся терпеть развалины напротив памятника павшим в Великой Отечественной войне. У колхозной конторы есть собственник, и просто так довести до логического завершения то, что начало время, невозможно. Сначала нужно получить законное право снести здание.
— Контору снимаем с учёта в Росреестре, — говорит Николай Алексеевич. — Потом её снесём, а битый кирпич развезём по дорогам поселений. Что касается расселённого многоквартирного дома, то он находится в собственности района. С деревянным колхозным домом сложнее. Там прописаны люди. И по закону им сначала необходимо предоставить альтернативное жильё. Я реалист, с работой раньше 2025 года справиться не удастся.
— А памятник успеете отремонтировать до 9 Мая?
— Нет, — отвечает руководитель территории. — Вкладываем средства администрации, а в настоящее время бюджет практически пуст. Если в области не будет принята программа по ремонту памятников, придётся отложить работы до 2021 года. Тогда подготовим заявку и попробуем получить средства по линии местных инициатив. Мне самому больно оттого, что памятник в таком состоянии. Из 365 павших девять носят фамилию Меньков. Среди них и мой дед, его призвали на фронт в первый же день войны. Пропал без вести.
Как уверил Николай Меньков, стараются участвовать во всех программах, реализуемых в области. Благодаря одной из них, к примеру, обновили кровлю и заменили оконные блоки в школе. Подали заявку в программу комплексного развития сельских территорий. Рассчитывают, что в этом году оборудуют площадки, установят контейнеры — и система организованного вывоза отходов заработает.
— А сейчас куда мусор доставляете?
— Лично я вожу в Лукоянов и сдаю консервные банки, пластик, бумагу, стекло, — отвечает Николай Алексеевич. — Часть сжигаю, а пищевые отходы служат отличным органическим удобрением в саду и огороде.
Как поступают с мусором остальные жители, неизвестно. Вот вам и комплексное развитие территорий.
А клозет-то хоть цивилизованный при Доме культуры, в котором ещё и библиотека расположена, и сельская администрация, появится?
— Девчонки просят, но пока средств нет, — разводит руками глава территории. — Хотя в здании и вода есть, и канализация. Так что, в принципе, всё возможно. Но не в ближайшем будущем.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото автора.
Лукояновский район.
#газета #землянижегородская #лукоянов #ситуация #тольскиймайдан