У СЛОВА ЕСТЬ ГЛУБИНА

Раскрываем истинный смысл термина «модернизация»

Как известно, основой благополучия любого региона и страны в целом является реальный сектор экономики. За его развитие в нашей области отвечает вице-губернатор Евгений Люлин. В интервью с ним мы обсудили итоги работы и перспективы этого сектора на фоне общих экономических показателей. Также затронули социальные и кадровые вопросы сельских территорий. Представляем беседу вашему вниманию.

— Евгений Борисович, каковы основные тенденции в той сфере, которую вы курируете?

— Статистика подведёт окончательные итоги 2019 года чуть позднее, но даже предварительные данные говорят о росте. В целом по промышленности, а именно она вносит весомый вклад в бюджет региона, прирост производства за 11 месяцев составил 6,1 процента. В среднем по России этот показатель — 2,4 процента. По обрабатывающим отраслям, на которые приходится порядка 90 процентов в структуре нижегородской промышленности, ещё более высокие темпы.

— Вы называете результаты в денежном исчислении или в физических объёмах?

— В физических объёмах. В переводе на деньги динамика выше, потому что существует инфляция. Ожидается прирост на уровне 10 процентов. Ещё недавно мы ставили задачу перешагнуть по объёмам промышленного производства цифру в триллион рублей, а по итогам 2019 года она будет примерно 1,3 триллиона.

Темпы роста в экономике области сравнимы с показателями ведущих стран мира. Особенно радует, что эта тенденция стабильна на протяжении ряда лет.

— Какие факторы этому способствуют?

— Их немало. Можно назвать, к примеру, государственные программы поддержки промышленности и, конечно, нацпроекты. Стараемся использовать их возможности по максимуму, ведь в регионе нет газовых и нефтяных скважин, поэтому приходится рассчитывать на обрабатывающие отрасли. Благо, за годы различных реформ удалось сохранить костяк производства — основные заводы, научно-технический и технологический потенциал.

Мы наладили системную работу с крупными корпорациями — «Росатомом», «Транснефтью», «Лукойлом», «Газпромом». Постоянно проводим дни поставщика. Это позволяет привлекать заказы от крупных компаний на нижегородские предприятия. По линии «Росатома», скажем, объём заказов два года назад составлял миллиард рублей, в прошлом году — 9 миллиардов, в 2019-м — около 20 миллиардов.

И в будущем есть перспективы расширения такого взаимодействия.

Хороший импульс для развития даёт нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости». Наш регион — номер один в стране по внедрению инструментов бережливого производства, причём не только в промышленности. Уже около сотни предприятий включились в работу, результаты у всех достойные.

Напомню, ещё до старта нацпроекта с начала 2018 года в Нижегородской области началась реализация программы «Эффективная губерния», задача которой — повышение производительности труда с помощью внедрения бережливых технологий в промышленности, здравоохранении, образовании, госуправлении и других сферах.

— В сельском хозяйстве, например.

— Совершенно верно. Особенно заметен результат в сельском хозяйстве, где удаётся значительно снизить непроизводственные потери. Они там велики, а программа направлена, в первую очередь, на уменьшение таких потерь. Чем эффективнее производство, тем больше прибыли смогут получить агропредприятия. Это важно, ведь рентабельность в сельском хозяйстве невысока, а без увеличения доходности производства трудно добиться роста доходов рядовых работников.

— Насколько нам известно, прирост в аграрной отрасли региона по итогам 2019 года ожидается 3 процента — ниже, чем в среднем по экономике. Как вы расцениваете эту ситуацию?

— Показатель 3 процента — очень хороший для сельского хозяйства. Напомню, в 2018 году он составлял лишь 0,9 процента. Важно, что увеличение выпуска произошло по всем видам продукции.

В отрасли сейчас реализуются более 80 инвестиционных проектов — строительство новых производств, расширение уже действующих — на общую сумму более 40 миллиардов рублей. Это хорошие цифры, позволяющие с оптимизмом смотреть на перспективы нижегородского агропромышленного комплекса. В ближайшем будущем строительство и модернизация предприятий в рамках этих инвестпроектов завершатся и обеспечат дальнейший рост производства экологически чистых продуктов питания. Говорю, в частности, о таких видах продукции, как молоко, овощи закрытого грунта.

— За минувший год в области образовалось около 200 фермерских хозяйств — это хороший результат?

— Во многом он обусловлен действием нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», по которому претенденты получили гранты «Агростартап» на развитие или открытие своего хозяйства.

Результат неплохой, хотя, на мой взгляд, мог быть лучше. Это раз. Во-вторых, главное всё же не количество. На современном этапе надо заниматься укрупнением небольших хозяйств. Причём, совсем не обязательно строить объединения за счёт слияния капиталов — можно использовать принципы кооперации.

Взять овощеводов. Зачем каждому создавать переработку, упаковочные линии, мощности для хранения? Сделать это легче сообща, как и выходить в торговые сети.

Мы занимаемся вопросами объединения, но надо более активно. Такая задача — в нашей повестке дня.

— В этом году начинается реализация федеральной программы комплексного развития сельских территорий. Вы неоднократно проводили совещания с представителями муниципальных властей и областных министров для того, чтобы собрать как можно больше предложений. В итоге наша область подготовила заявки на сумму 1,5 миллиарда рублей. Как выглядим в сравнении с другими регионами?

— В 1,5 миллиарда входит около 600 миллионов областных средств и чуть более 900 миллионов — федеральных. Получается, мы намерены привлечь из российской казны 3 процента от всего объёма финансов, которые заложены на реализацию программы. Это один из самых высоких показателей среди областей и республик.

Главное, уже сейчас мы начали работу над заявками по программе 2021 года. Нужно подготовить конкретные проекты, оценить их предполагаемый эффект для развития районов.

Губернатор поддержал наше предложение о выделении из областного бюджета средств на проектирование. Разработка документации являлась большой проблемой для муниципалитетов в виду дефицита средств, теперь вопрос снят. Федеральная власть ставит задачу представить проекты во второй половине года, мы уложимся в сроки. Затем приступим к реализации.

Количество проектов может увеличиться по ходу работы, ведь программа рассчитана на пять лет.

— Программа масштабная, но разработать бы её на 10-15 лет раньше

— Лучше поздно, чем никогда. Мы считаем одной из главных задач — обустройство тех населённых пунктов, где сохранилось производство, есть инвестиционные проекты.

В качестве примера могу привести село Ильино-Заборское Семёновского округа. Там работает крепкое сельхозпредприятие, которое нацелено на развитие. А любое предприятие опирается на людей, и мы должны общими усилиями обеспечить им достойные условия жизни — медобслуживание, образование, культурный досуг, возможность передвигаться по хорошим дорогам и так далее. В этом случае село не опустеет — наоборот, будет разрастаться.

— В ходе работы над программой вы не раз высказывали критику за низкую активность в адрес ряда районных управлений сельского хозяйства. Да и на производственных совещаниях говорили о необходимости вносить кардинальные изменения в эту систему. Что ожидает сельхозуправления?

— Проблемы такого плана наблюдаются не только в сельскохозяйственной отрасли. В других тоже есть управленческие структуры, которые видят предназначение лишь в том, чтобы выдать справку или не выдать, разрешить что-либо или не разрешить. Ситуацию стараемся менять.

Теперь по сути вашего вопроса. Посмотрите, в Варнавинском районе, например, уходит на содержание управления сельского хозяйства больше средств, чем отрасль приносит дохода. В некоторых районах не все руководители хозяйств знают, как выглядят в лицо аграрные начальники, потому что те не бывали у них. Ну разве такое нормально? Ради чего областной бюджет финансирует подобные структуры? Дальше так продолжаться не может. Часть из них надо упразднять и создавать межрайонные управления. Где-то, возможно, следует оставить одного-двух специалистов. Обязательно займёмся этим вопросом в наступившем году.

— Известно, что Минсельхоз России рассматривает наш регион в качестве пилотного для развития льноводческого направления. Это могло бы оживить сельское хозяйство северной части области, где как раз многие районы почти утеряли его.

— Мы уже начали восстанавливать льноводство, наращиваем площади под культурой. В 2019 году Нижегородская область заняла 4-е место в России по этому показателю. У нас подо льном было 4,5 тысячи га, что на 34 процента больше, чем в 2018-м. Производство льноволокна составило 4,6 тысячи тонн, это на 35 процентов выше прежнего.

В регионе действуют меры господдержки льноводства. Аграрии получают субсидии на покупку специализированной техники, субсидии на приобретение элитных семян, производство и реализацию льноволокна.

Развитие льноводства в Нижегородской области могло бы продвигаться интенсивнее, но сдерживает отсутствие современных перерабатывающих мощностей. Подавать сырьё низкого качества — скажем, короткое волокно — абсолютно невыгодно. В 2019 году в регионе создан первый сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой производственный кооператив «Шарангский лен», куда вошли порядка 10 предприятий. Он будет заниматься производством длинного волокна, но о результатах этого проекта говорить пока рано.

Есть намерение создать в нашей области льноводческий кластер. Чем хороша такая форма? Не надо в каждом сельхозпредприятии формировать полный машинно-тракторный парк, он будет общим. То же самое касается переработки. Идею кластера трудно реализовать без федеральной поддержки. Министерство сельского хозяйства России обещает нам помощь в этом вопросе. Льноводство действительно может вдохнуть новую жизнь в аграрный комплекс северных районов.

— Ситуация в экономике напрямую касается уровня жизни нижегородцев. Вот, например, безработица. Её уровень в нашей области один самых низких в Поволжье да и по России. Вакансий намного больше, чем безработных. Однако не хватает рабочих мест с хорошей оплатой труда. Будет ли меняться ситуация в лучшую сторону в связи с теми экономическими процессами, о которых мы говорим в интервью?

— Рост объёмов выпуска продукции в любой отрасли способствует повышению доходов предприятий. Соответственно, у них появляются средства стимул модернизировать производство. Модернизация — не просто красивое слово, она помогает выйти на новый уровень, в том числе по зарплатам. Уже сейчас можно назвать предприятия из любой сферы деятельности с достойным показателем оплаты труда. Если сохраним тенденции роста в экономике, количество таких предприятий будет увеличиваться. А мы нацелены на то, чтобы сохранить тенденции.

Беседу вёл Александр СИНИЦЫН.

Для справки

Реальный сектор экономики включает отрасли, которые производят материальные и нематериальные продукты и услуги. К нему относятся, например, промышленность, сельское и лесное хозяйство, научно-внедренческая сфера, торговля. Не входят в сектор финансово-кредитные и биржевые структуры.

Факт

— Наиболее динамично в области развиваются нефтехимическая, металлургическая, автомобилестроительная, лесная отрасли, — рассказывает Евгений Люлин. — Вообще, спадов нет нигде. Другое дело, иногда темпы развития выше, иногда ниже. Вот выксунские металлурги поставляют трубы для прокладки газопроводов международного значения, но их стройка порой замедляется из-за противодействия определённых сил за рубежом. Соответственно, снижается количество заказов. В экономике много подобных особенностей.

***

19 автодорог общей протяженностью более 25 км построят по программе «Комплексное развитие сельских территорий» в нашей области. Среди запланированных – подъезды к д. Бовырино в Воскресенском районе, к д. Инютино в Дальнеконстантиновском, к д. Гари в Богородском районах и другие объекты.

Предполагается ввод газопроводов, водопроводов, благоустройство территорий, ремонт социальных объектов, строительство жилья для востребованных в районах специалистов.

Только цифры

175 молодых специалистов и работников, которые трудоустроились в сельхозпредприятия в 2019 году, получат поддержку из области. Речь идёт, в частности, о ежемесячных доплатах к заработку.

#газета #землянижегородская #люлин #вице-губернатор #интервью #разговор #экономика