МЁД — ПЕРВОЕ СРЕДСТВО
А мед был… на сушилах
Кто сказал, что пчеловодство — сугубо мужское занятие? Любовь Воронина, например, так не считает. Два десятка лет она держит пасеку в Епифанове, где живет в родительском доме. Увлечение ей передалось по наследству. У деда, погибшего на войне, была пасека, мама тоже занималась пчеловодством.
— Вспоминая детство, часто думаю: как родителям приходилось нелегко — четверо детей, полный двор скотины. Мама работала зоотехником в совхозе, а в обед надо было успеть на стойло за 3 километра, — рассказывает Любовь Леонидовна. — А еще нужно было заготовить дрова, запасти сено. Отец будил старших ранним утром, когда очень хотелось спать: «Вставайте, соловьев слушать», что означало — идем в лес собирать хворост. Косить разрешали только тогда, когда совхоз закончит сенокос. Как объявят об этом, все бросали свои дела, хватались за косы — и бегом занимать опушки, из-за клочка земли чуть ли не дрались, а сейчас клевер высотой с метр никому не нужен. Но и медосборы тогда были скудные — весь мёд оставался на сушилах.
А еще она хорошо помнит, как девчонкой помогала матери дымить на пасеке.
В школе Любе больше всего нравились уроки биологии, мечтала поступить в медицинский, но почему-то побоялась, решила стать ветеринаром, о чем не жалеет.
По распределению работала в вачской ветлечебнице, потом ветврачом в совхозе «Арефинский».
Ей очень нравилась профессия, но холод в помещении зимой, тяжелые отёлы, когда приходилось буквально вытаскивать телят, не могли не сказаться на ее здоровье. Ушла преподавать биологию в Медоварцевскую школу. Но болезнь прогрессировала. Оставить пришлось и школу. Спасла пасека.
Пчел считают по весне
У супругов Ворониных всегда было подворье — телята, поросята, птица. Пасека появилась, когда Любовь Леонидовна еще работала ветврачом.
На первых порах было не всё так просто — то рой улетит, то погибнут пчелы — опыта не хватало. Читала много специальной литературы. Старалась делать всё как в книгах, но не всегда получалось по написанному — каждый год преподносил новые сюрпризы. Легче стало, когда появился интернет.
Пришлось поэкспериментировать и с породой пчёл. Среднерусские чересчур агрессивны и не слишком работящи, карпатские — более спокойные, но им требуется много корма и только, когда у нее появились пчелы карника, не могла нарадоваться: они отличались миролюбивым характером и трудолюбием.
— В этой породе есть всё, что нужно, — хвалит пчеловод. — Это настоящие рабочие лошадки, которые носят мёд.
Она сама и рамки колотит. Ульи только из дерева — это долговечный и экологичный материал, от пенопласта и ДВП отказались.
— Убедилась, что надежнее доски ничего нет, — поясняет Любовь Воронина. — Раньше мой муж делал ульи, но ему сейчас хватает забот.
Сергей Александрович работает заведующим производством по выпуску садово-огородных инструментов.
Качать мёд им помогают оба сына, живущие в Нижнем Новгороде. Они и раньше трудились на пасеке, вместе с мамой окуривали пчелиные семьи дымом, чтобы они становились спокойными.
— Сыновья всё знают и умеют, но пока у них не наступила пора, чтобы заниматься пчеловодством, — говорит Любовь Леонидовна.
На вопрос, сколько на пасеке пчелосемей, она с улыбкой отвечает, что их считают весной — неизвестно, сколько перезимует.
Главные лекарства
Мы идем на пасеку, которая находится в саду за домом. В пчелиных домиках — тишина, трудолюбивые пчёлки отдыхают — на улице холодно, при такой погоде они не вылетают и не знают, что разговариваем мы, конечно, о них. И о мёде.
Мёдом Любовь Леонидовна вылечила себя. Муж уже не страдает от язвы. Чудодейственный рецепт прост — столовая ложка мёда натощак, через полчаса можно завтракать.
— Мёд с лимоном и чесноком — первое средство при чистке сосудов. Прополис — это природный стимулятор, который применяют как внутрь, так и наружно. А пчелиную пергу, собранную с разных цветов, называют пищей богов, это уникальный продукт — кладезь витаминов. Перга помогает при различных заболеваниях, улучшает иммунитет, поднимает гемоглобин, способствует улучшению состояния кожи.
Мечтает разместить пасеку среди липовых деревьев. Есть и собственный участок — совхозный пай в 14 гектаров, где в будущем надеется посеять донник.
— Проблема в том, что некому вспахать землю, — говорит Любовь Леонидовна. — Тракторов в селе нет, а Арефинский совхоз давно прекратил свое существование. Расширять пасеку не планирую, но с пчелами не расстанусь. Считаю, что занимаюсь очень нужным и полезным делом.
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото автора.
Вачский район.
#газета #землянижегородская #вача #мёд #пасека