ТРИ ОТТЕНКА ОДНОГО ЧУВСТВА

Дед Мороз дарит морковь за любовь

Странная нынче зима. Бросает на землю пригоршни снега, будто черпает из бездонного мешка, и тут же размывает пушистый покров упругими струями дождя. По пригоркам бегут, весело переговариваясь, ручьи. И вдруг их разговор замирает, скованный холодом.

Нелегко Деду Морозу сражаться с такой природной аномалией. Пока добирался с севера, помощники-снеговики растаяли, только морковки остались. Сложил их Дедушка в мешок, закинул поклажу на сани, ведомые оленьей тройкой, и снова в дорогу. А тут новая напасть. Зимний экипаж по талой земле передвигаться не желает, пришлось пересаживаться на современный автомобиль — ехать-то надо. Путь Мороз держал в Шершово Перевозского округа, в семью, где живёт любовь, туда, где есть морковь.

Полтора месяца на проверку

Усадьба Абалымовых расположилась на самом пригорке, добраться тяжело, не всякому транспорту под силу. Вот и автомобиль Деда Мороза забуксовал — дорога, покрытая ледяным панцирем, стала труднопреодолимым препятствием. Пришлось брать пригорок штурмом. У ворот зимнего волшебника радушно встречают хозяева — Иван и Елена, стайкой окружают комолые козы, породистые, альпийские, они требуют угощения. На выручку спешит Лена, но Мороз и сам не теряется, не зря же волшебник, достаёт из мешка угощение — белый хлеб и сладкую морковку.

Почему Дедушка захватил с собой корнеплод? Всё просто. Символом наступающего года по русскому календарю будет морковь. И сладкий овощ Мороз вёз, чтобы угостить ребятишек. Их у Абалымовых четверо. Правда, старшего — Матвея, не застали, был в школе. Зато в гости к Ивану и Елене пожаловали племянники. Ведь Новый год — праздник семейный, самое время собраться за большим столом всем родным и близким.

В Шершово Абалымовы перебрались четыре года назад. До этого жили в Подмосковье, в Ногинске. Решили приобрести где-нибудь в деревне дачу, у Елены, у Ивана корни крестьянские. Она родом из Ульяновской области, он — из Самарской. А загородный дом решили искать в Нижегородской — посередине. Остановились на старинном селе Шершово. Говорят, на том месте, где сейчас располагается усадьба Абалымовых, стоял барский дом. Сохранились поверья, что где-то в этом районе спрятан клад. Матвей даже пробовал искать, пока сокровищ не обнаружил, но веры в успех не теряет.

Теперь же на пригорке буйствует яблоневый сад. Часть плодовых деревьев, причём внушительная, сохранилась с давних времён. И весной, когда яблони одеваются в цвет, вокруг будто пушистое снежное облако разливается. Красота.

— Первый раз в Шершово приехали весной и сразу влюбились в это место, — вспоминает Иван. — Больше не раздумывали, купили участок и решили ставить дом.

Абалымовы вообще сомневаются в чём-либо редко, живут сердцем. Например, поженились Елена и Иван всего через полтора месяца знакомства. Он — выпускник военного университета, она — начальник отдела налоговой инспекции. Им потребовалось 45 дней, чтобы узнать друг друга поближе, проверить чувства и отправиться на Дальний Восток, к месту службы Ивана.

Вот такая она, любовь-морковь, надёжная.

Романтика в палатках

Качество это играет в жизни Абалымовых большое значение. Например, если бы Иван не был настолько надёжным и ответственным, вряд ли в семье теперь подрастало четверо ребятишек. Елена в супруге уверена. А когда рядом сильное плечо, ничего не страшно.

Не испугалась она и деревенской жизни. В Шершове решили обосноваться на постоянной основе. Надоело мотаться из Подмосковья на дачу в Нижегородскую область, нужно было делать выбор. И Абалымовы разрубили узел, не сомневаясь.

Дом — по проекту Ивана, бревенчатый, основательный, рубили в Кирове. Пока стопу складывали, Иван, Елена, Матвей и старшая дочь Арина жили в палатках — романтика. Строили планы на будущее. Заняться решили сельским хозяйством. Отсутствие опыта и специальных знаний не пугало. В нынешний век развивающихся информационных технологий любые сведения добыть не проблема.

Завели кур, поросят, коз. Сначала для себя, чтобы на столе всегда были свежие молоко, мясо, яйца. Но довольно скоро встал вопрос: как быть с излишками. Эврика! Надо наладить переработку.

— Закупили оборудование, обустроили помещение, — рассказывает Иван. — Теперь готовим тушенку, паштеты, пельмени, коптим мясо…

Абалымовы раздобыли раритетные издания — кулинарные книги, выпущенные во Франции, Германии несколько столетий назад. В них старинные рецепты, по которым и готовят уникальный фермерский продукт. Взять, к примеру, пельмени. В фарш добавляют копчёную грудинку, специи и обязательно фенхель.

— А где вы его берёте, фенхель этот? — интересуется Дед Мороз.

— За границей заказываем, — объясняет Иван. — Перец, например, приезжает к нам из Камбоджи. Дорого, конечно, зато какой аромат, ни с каким другим не сравнить.

Ещё недавно фермеры — а Абалымовы зарегистрировали своё КФХ — разводили свиней. Держали до 200 голов вислоухих вьетнамских и венгерских мангалиц. Но пришла в округ напасть — африканская чума. Пришлось свинок быстренько ликвидировать и переориентироваться на бычков. Пока на подворье подрастает несколько десятков Гаврюш. К весне Абалымовы стадо планируют многократно увеличить, закупив племенных быков в Венгрии, Франции. И тогда освоят производство сыровяленых колбас. Холодный погреб для их созревания, процесс займёт не менее двух лет, уже готов.

— Стараемся вернуть продуктам вкус, знакомый с детства, — говорит Иван. — Уж если это, к примеру, паштет, то в нём должна быть натуральная печень. Рецепты, по которым готовим, не подойдут для промышленного производства, только для такого небольшого цеха, как наш. И ещё, когда встал вопрос о стоимости на нашу продукцию, жена сразу сказала, что цена должна быть доступной. Мы регулярно обновляем ассортимент, вводим что-то новое, пробуем, экспериментируем. Кто-то считает нас сумасшедшими, а нам просто так интересно жить.

Вот такая она, любовь-морковь, увлечённая.

Вслед за письмом

В просторной гостиной Абалымовых с высоким потолком, панорамными дверями уютно топится печь. Занявшиеся дрова брызжут искрами. Хорошо. В комнате замерли ребятишки — ждут Деда Мороза. Он уже на пороге.

— А я тебе письмо писала, — рассказывает сказочному гостю Арина. — Сама. Положила его в конверт, а потом в морозилку. Утром смотрю, письма нет, значит, забрал.

— Так я потому и приехал, что послание получил, — объясняет Дед.

Арина учится в первом классе. По случаю прибытия Деда Мороза подготовила стихотворение про ёлку-красавицу. Учила сама, никто не помогал. Девочка к выступлению подготовилась основательно, тут же усадила Мороза у печки, с выражением рассказала стих. Юную артистку слушали родители, четырёхлетний брат Святослав, двухлетняя Василиса, кузены Ростислав и Маша. Малыши поначалу при виде Мороза робели, но когда тот достал из мешка по сладкой морковке, стесняться перестали.

— Я ведь знаешь, что в письме писала? — задаёт гостю вопрос Арина. — У меня был плюшевый заяц, любимый. Он потерялся. Может, на чердаке лежит, а может, совсем пропал. Ты бы помог мне его найти.

Дедушка обещает помочь. Пока же, чтобы Арина не расстраивалась, дарит ей другую игрушку, а ещё книжку, раскраску…

— Как здорово! — радуется девочка. — Я читать очень люблю. Нравится книга про Марусю, там описываются её приключения и забавные истории. А любимый предмет у меня — математика.

Девочка тут же достаёт свои тетради, показывает Деду Морозу, какая она примерная, старательная ученица. В них крючочки, палочки выведены ровно, будто выстроились по линейке.

— Заказали детям прописи, по которым учились в 1950-х годах, — говорит Елена. — Они отличаются от современных, как мне кажется, в лучшую сторону, помогают ребёнку развивать аналитическое мышление.

Младшие Абалымовы согласно кивают. Им нравится то, что придумывают для них родители. Здорово, например, вечером собраться в гостиной за общим столом, рисовать всем вместе или читать книгу. Рядом потрескивают дрова в печи, пахнет свежим деревом, а за окном перемигиваются крупные звёзды. И никакого телевизора.

— Скоро ёлку будем наряжать, — вводит в курс дела Арина. — Все вместе.

— Дети нам во всём помогают, — добавляет Иван. — Дед у меня любил повторять: дом невелик, да сидеть не велит. Вот и мы целый день в делах — и старшие, и младшие.

Крохотная Василина с личиком в обрамлении завитков, наслушавшись папу, потянулась к маме, показывает ей подарки, что принёс Дед Мороз. Елена дочь бережно обнимает, подхватывает на руки.

Вот такая она, любовь-морковь, нежная.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

Перевозский округ.

На снимках: Семейное гнездо Абалымовых.

Главный подарок года получен, теперь можно и хоровод закружить.

Факт

Откуда пошло выражение «любовь-морковь»? Говорят, что в старину незамужние девушки пили морковный сок. Благодаря напитку они становились краше, румянее, и парни на них заглядывались.

А по другой версии, морковь называли «лакомством гномов», из неё ведьмы готовили приворотное зелье. Так оно или нет, кто знает. Но не зря же англичане называют своих любимых «моя морковка».

#газета #землянижегородская #дедмороз #перевоз #морковь #фермер