ПЕРЕСЛАСТИЛИ РЫНОК

Предложение превысило спрос

Последние годы в агропромышленном комплексе России происходил активный рост сахарного сегмента — были вложены огромные инвестиции в модернизацию производства, значительно расширены площади под свёклой. Результатом этого стало увеличение объёмов сырья для перерабатывающих предприятий. В нынешний сезон под сахаросодержащой культурой в стране были заняты рекордные площади в 1,145 миллиона гектаров. Основными производителями традиционно являются южные регионы.

На фоне среднегодового валового сбора около 43 миллионов тонн нынешняя уборочная кампания уже сейчас показывает цифру в 52 миллиона. В Союзроссахаре называют нынешний урожай небывалым для отрасли. Однако внутреннему рынку не по силам освоить такой объём. Учитывая эти обстоятельства, возникшее перепроизводство неминуемо вызвало падение закупочных цен.

Отказаться просто, вернуться трудно

Нижегородская область — самый северный регион, представляющий отрасль. Производство здесь сосредоточено вокруг Сергачского сахарного завода, спасение которого несколько лет назад стало одной из важнейших задач в стратегии развития регионального АПК. Привлечённые инвестиции дали толчок для восстановления экономического потенциала предприятия, а хозяйства, занятые растениеводством, сохранили канал сбыта. Важнейшую роль в ценообразовании играет удобная и незатратная логистика, поэтому в числе постоянных поставщиков сырья — сергачские сельхозпроизводители, а также свекловоды из близлежащих районов.

И вот теперь падение закупочных цен на сахарную свёклу поставило под сомнение далеко идущие планы аграриев по модернизации этих хозяйств.

— У сахарной свёклы очень большая себестоимость, — делится фермер из Сергачского района Ильдус Шаипов. — В лучшие годы мы получали до 2900 рублей за тонну выращенных корнеплодов, это обеспечивало рентабельность и давало возможность обновлять парк машин, увеличивать объёмы вносимых удобрений, улучшать инфраструктуру. Сейчас, когда цена упала до 1350 рублей за тонну, ни о какой прибыли речи быть не может, хорошо бы убытков избежать и выйти по нулям. Однако если в следующий сезон ситуация не изменится, мы вынуждены будем искать другие направления, чтобы не разориться. Жаль, конечно, своих трудов — сложно наладить производство свёклы, и тем, кто отказывается от этой культуры, потом очень трудно вновь обращаться к ней.

Благодаря упорству

В 2008-м Ильдус Тагирович вернулся на малую родину из Москвы, где пробовал реализовать себя в различных сферах бизнеса. Экономический кризис в стране заставил пересмотреть ориентиры и обратить внимание на сельское хозяйство, ведь рынка насущнее продовольственного быть не может. Так в 2010 году возникло КФХ «Шаипов И.Т», заняв пустующие земли ликвидированного колхоза «Авангард» в селе Кочко-Пожарки.

Начинал фермер с производства картофеля, а потом перешёл к другим культурам. Сейчас у хозяйства порядка 2000 гектаров площадей, половина занята сахарной свёклой, на остальных участках выращиваются зерновые и бобовые. В штате всего четыре человека из местных, остальные работники — сезонные. Тем не менее, людей хватает, ведь для оптимизации производства фермер приобрёл много современной, в том числе импортной, техники.

Ильдус Шаипов рассказывает, что пришлось стать специалистом во многих вопросах сельхозпроизводства. А ведь никаких профильных учебных заведений он не оканчивал, более того, в роду он первый, кто возделывает землю. Все премудрости познавал на практическом опыте, благодаря упорству. Накопленные знания передал сыну Ханняну. Скоро парень должен вернуться из армии — служит в Тульской дивизии Воздушно-десантных войск. Отец ждёт его с нетерпением, вдвоём они сила.

Однако, как ни крепки духом растениеводы, без поддержки со стороны государства не обойтись, и что-то оно уже предпринимает. Например, компенсирует часть затрат на приобретение семенного материала сахарной свёклы.

Это ощутимая поддержка, но всё же недостаточная. Власть и производители сообща ищут новые пути поддержки.

— У нас в районе земля хорошая, можно спокойно переориентироваться практически на любую более рентабельную культуру, но, имея на территории сахарный завод, мы получаем замкнутый цикл производства — от сева до переработки, поэтому было бы неправильно уходить в сторону от него, — высказывает мнение руководитель районного сельхозуправления Рушан Идрисов. — Раньше хозяйства, работающие с заводом, активно использовали бартер, в счёт сдаваемой свёклы получая горючее, запчасти, удобрения и другие средства производства, поэтому у нас сахар называли белой валютой. С приходом нового инвестора, которому необходимо продолжать возрождение предприятия, все расчёты с поставщиками производятся строго в рублях по установленным ценам. С хозяйствами заключены договоры, согласно которым половину денег они получают до 31 декабря, а остальную часть до 30 марта. Завод эти договорённости исполняет, между ним и районной администрацией достигнуто взаимопонимание, что позволяет контролировать ситуацию.

Впрочем, такие опытные свекловоды, как Ильдус Шаипов, живут не одними надеждами на помощь, а стараются самостоятельно минимизировать экономические потери от падения цен. В первую очередь речь о снижении себестоимости. Внедрение передовой техники с высоким КПД уже упоминалось выше. Значительная доля затрат — это сельхозхимия. Отказываться от неё нельзя, не получишь качественного урожая, однако к внесению удобрений можно подойти адресно: там, где участки послабее — давать максимальную норму, а на плодородных вносить по минимуму.

Чтобы сэкономить на удобрениях, Ильдус Шаипов основной упор делает на листовую подкормку. Эффективность повышается и за счёт севооборота. Благоприятным предшественником для свёклы служит, в частности, озимая пшеница.

Не свёклой единой

Как бы там ни было, на одной сахарной свёкле устойчивого аграрного бизнеса не построить, параллельно необходимо заниматься чем-то ещё, позволяя хозяйству балансировать в условиях изменчивого рынка. Падение закупочных цен уже лихорадило производителей молока, а совсем недавно и поставщиков зерна. Амплитуда этих скачков менялась от сезона к сезону, потом ввиду спада производства или неурожая образовывался дефицит, и продукция вновь становилась рентабельной. Вывод таков, что переждать чёрную полосу без катастрофических потерь спокойно могут лишь многопрофильные предприятия, у которых всегда есть альтернативные источники доходов.

— В Гагинском районе у меня сосредоточены животноводческие помещения, где содержится порядка 200 голов молочного стада, — рассказывает Ильдус Шаипов. — Молоко реализуем в основном через перекупщиков, выбираем наиболее привлекательную цену. Корма выращиваем здесь, в Кочко-Пожарках, и отвозим на ферму. Собственной кормовой базы хватает. В качестве добавок используем жом сахарной свёклы. Излишки зерна реализуем как продовольственное, а при низком содержании клейковины продаём на птицефабрики в виде фуража. Со следующего сезона думаю полностью перевести животноводство поближе к дому, слишком уж большие расходы на логистику, да и управлять, находясь в другом районе, сложно. Реорганизация потребует строительства нового двора на 200, а может, с заделом на будущее — даже на 400 голов с беспривязным содержанием. Неплохо было бы попасть с проектом в программу поддержки.

К вопросу о строительстве: в этом году фермер ввёл в эксплуатацию КЗС. Было вложено около 13 миллионов рублей из собственных средств. Ожидается получение из областного бюджета компенсации. Комплекс уже успел хорошо зарекомендовать себя в нынешнем сезоне. Мощность у него приличная — пропускная способность 25 тонн в час, а в режиме сортировки — 40 тонн. Пока КЗС работает на солярке, но в будущем планируется перевод на более дешёвое топливо — газ.

Другим направлением КФХ «Шаипов И.Т.» является коневодство. Породы лошадей различные — от тяжеловозов до скакунов. В данный момент идёт воспроизводство табуна за счёт маточных кобыл, которых содержится уже свыше сотни. Говорить о каких-то перспективах пока рано, но начали появляться жеребята, и это первый ощутимый шаг на пути развития.

Требуется выход на экспорт

Как мы видим, при возникновении экономической необходимости отказаться от сахарной свёклы дальновидный фермер старается быть максимально готовым переключиться на другие отрасли.

Минсельхоз РФ на 2020 год в целях нивелирования перепроизводства предлагает аграриям сократить площади под сладкими клубнями на 15 процентов. Нижегородскую область это не затронет, тут сосредоточены далеко не самые большие объёмы. Однако есть информация, что Сергачский сахарный завод, возможно, откажется от ряда поставщиков, находящихся за пределами района, и сконцентрируется на собственной разработке земель вблизи предприятия.

Так или иначе, крупнейшие производители сахара в стране сходятся во мнении, что один неурожайный год может кардинально изменить ситуацию и снова вернуть спрос на свёклу, поэтому со здравой долей скепсиса смотрят на предложение о сокращении объёмов производства. Лидеры рынка полагают: гораздо целесообразнее для отрасли и эффективнее для экономики в целом было бы увеличение доли экспорта зарубежным потребителям, подняв её раза в четыре.

Для такого количества экспортируемого сахара потребуются современные терминалы и модернизация транспортной системы, что пойдёт только на пользу внешней торговле и, конечно же, крестьянам, ожидающим достойной оценки своего труда.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Сергачский район.

На снимке: Ильдус Шаипов: «Урожай богат, да цена бедновата».

#газета #землянижегородская #сергач #сахар #цены #фермер