ШАГНУТЬ С АСФАЛЬТА НА ПАЛУБУ

Почему надо развивать водный транспорт

Навигация на Волге завершена. Шлюзы Нижегородской ГЭС закрыты до апреля. Чем запомнился минувший судоходный сезон? Пожалуй, маловодьем. Эта проблема в очередной раз заявила о себе. Специалисты пытаются найти решение. Кто-то считает, необходимо строить низконапорные гидроузлы, в том числе в нашей области. Другие говорят, надо изменить систему регулирования уровня воды с помощью каскада волжских плотин. Третьи предлагают возродить практику углубления дна. Мы рассказывали об этом читателям.

Но не только маловодье мешает развитию судоходства. Требуют решения и другие вопросы.

Такова реальность

В стране принята Стратегия развития внутреннего водного транспорта до 2030 года. Она действует с 2016-го, первый этап заканчивается в 2020-м. Существуют индикаторы, по которым можно следить за исполнением программы. Пока картина оставляет желать лучшего.

Планировалось, что к 2018 году объём пассажирских перевозок на водном транспорте вырастет с 13,5 млн человек до 15 миллионов за сезон, а он снизился до 12,3. Грузов намечалось доставить 148 миллионов тонн вместо 125, в реальности получилось — 115.

Одна из серьёзных проблем флота — изношенность судов. Львиная доля подвижного состава находится в строю более 50 лет. Затраты на ремонт сравнялись с расходами на топливо, эти статьи стали основными при эксплуатации.

Водники не могут поправить финансовое положение за счёт повышения цен. Грузовые пароходные компании и без того проигрывают конкуренцию железной дороге, а также автомобильным перевозчикам. Дороговизна билетов на пассажирские суда отпугивает людей. Суда часто работают с неполной загрузкой.

В итоге низка рентабельность перевозок, не хватает финансов на модернизацию подвижного состава. Тем более постройка плавсредств — дело весьма затратное.

Судостроительные заводы, в свою очередь, сидят на голодном пайке из-за малого количества заказов. Верфи не имеют ресурсов на обновление технической базы и всё больше отстают от зарубежных конкурентов. Такое положение вещей — мина замедленного действия под будущее отечественного водного транспорта.

Надо сомкнуть усилия

Тема развития внутренних водных перевозок стала одной из главных на недавнем заседании ассоциации законодательных органов госвласти регионов Приволжского федерального округа. В разговоре принимал участие полпред президента России в ПФО Игорь Комаров.

С основным докладом выступил председатель Законодательного Собрания нашей области Евгений Лебедев.

— Развитие внутреннего водного транспорта способно снизить издержки предприятий по транспортировке грузов, дать импульс развитию множества отраслей экономики, — сказал он. — В перспективе это будет иметь серьезный социально-экономический эффект для страны в виде дополнительных поступлений налогов, повышения зарплат и увеличения рабочих мест.

Евгений Лебедев предложил разработать на федеральном уровне систему мер государственного стимулирования отрасли:

— Необходимо консолидировать усилия власти, бизнеса, научных организаций, общественных объединений. Требуется долгосрочная федеральная целевая программа обновления грузового и пассажирского флота, в том числе развития объектов инфраструктуры, обеспечивающих беспрепятственное транзитное судоходство. Очевидно, что нужны законодательные решения на федеральном и региональном уровнях, направленные на минимизацию административных барьеров, упрощение правового регулирования.

Предложения включены в итоговый документ ассоциации. Он направлен в правительство страны. Таким образом, региональные законодатели призывают федеральную власть наполнить жизнью Стратегию развития внутреннего водного транспорта до 2030 года. Иначе по истечении срока её действия развивать будет уже нечего.

Ассоциация рекомендовала областям и республикам ПФО разработать свои программы развития водных перевозок. Опыт показывает, что поддержка судоходства и судостроения на региональном уровне даёт неплохие результаты. Например, Татарстан субсидирует пассажирские маршруты и ремонт судов, в итоге республика является одним из лидеров в стране по объёмам перевозок водным транспортом.

Всё прозрачно

Нижегородская область также нарабатывает опыт развития водного транспорта. Как известно, в этом году от Нижнего Новгорода до Городца и Макрьева стали ходить суда на подводных крыльях «Валдай 45Р». Это новая модель от конструкторского бюро имени Алексеева. С ней связывают большие надежды на расширение водных перевозок. Планируется пустить «Валдаи» до Павлова, Дзержинска, а также вывести их на межрегиональные маршруты — до Плёса, Костромы.

К слову, со следующего года область намерена субсидировать внутренние пассажирские перевозки. Так что билеты должны стать доступнее.

Нижегородская область входит в число субъектов РФ, где нагрузка на автодороги выше нормативной. Развитие водного транспорта будет способствовать её снижению. Кроме того, экологичность плавсредств гораздо выше, чем их собратьев из других отраслей. Выбросы углекислого газа составляют лишь 5 процентов от аналогичных показателей на автомобильном транспорте и 20 процентов — на железнодорожном.

Ну и не будем забывать про ощущения. Пассажиры судов любуются водной гладью и дышат прозрачным воздухом. Есть смысл шагнуть с асфальта на палубу.

Александр СИНИЦЫН.

Фото Кирилла МАРТЫНОВА.

На снимке: Отдать швартовы!

Только цифры

60 регионов России объединены водными путями

90 процентов валового внутреннего продукта страны создаётся в этих регионах

80 процентов населения проживают там

#газета #землянижегородская #промышленность #судостроительство #технологии #транспорт