ОЧЕРТИТЬ КРУГ ДОВЕРИЯ
Научите ребёнка избегать опасностей
Статистика страшная
Каждые 30 минут в России пропадает ребёнок. Каждые 6 часов пропадает ребёнок, который никогда не будет найден. Ленты новостей шокируют сообщениями о страшных преступлениях, совершаемых против детей. Девятилетняя школьница в Саратове исчезла по дороге в школу, её искали два дня и нашли в гараже погибшей. Преступление вызвало в обществе споры о необходимости возвращения смертной казни для тех, кто посягает на детскую жизнь. А ещё есть убийство шестилетнего мальчика во время «тихого часа» в детском саду в Нарьян-Маре. К сожалению, на слуху и другие ужасные случаи.
Ежегодно в России пропадает 40 тысяч детей, 150 тысяч взрослых. В Нижегородской области исчезают около 6,5 тысячи человек в год, 10 процентов из них — бесследно. Такие данные приводит нижегородский поисково-спасательный отряд «Волонтёр». Жители нашей области помнят имена двух девочек — Маши Ложкаревой и Маши Люлиной, которых искали в прошлом году, о судьбе их до сих пор ничего не известно.
Все эти истории вызывают тревогу, особенно у родителей, но это повод задуматься о том, как обеспечить детям защиту. Об этом шла речь на родительском собрании «Азбука безопасности», состоявшемся в рамках выставки «Безопасность. Охрана. Спасение» на Нижегородской ярмарке, среди организаторов которого выступило региональное министерство образования, науки и молодежной политики.
Дойти до школы
— Жизнь и здоровье детей — приоритет, — открыл собрание министр Сергей Злобин. — Сейчас мы стараемся сделать так, чтобы наши учебные заведения были максимально безопасными. Необходимо и самих детей научить вести себя так, чтобы обезопасить от происшествий.
По словам министра, действует акция «Безопасная дорога в школу», во время которой смотрят, как и где дети идут в учебные заведения.
— Рекомендовали руководителям образовательных организаций подключиться к этой акции и вместе с родителями провести мониторинг состояния территорий вокруг школ и пройти по тем маршрутам, где ребята ходят на учебу, — говорит Сергей Злобин. — Определить наиболее безопасные пути, возможно, зафиксировать их и вывесить в учебных заведениях, еще раз объяснить детям, как лучше добираться до школы.
После страшного происшествия в Саратове родители из разных городов и сёл страны поддержали акцию #ДойтиДоШколы в социальных сетях — люди снимают и делают фотографии мест, где их дети добираются в учебные заведения: часто путь в школу лежит по неосвещенным обочинам дорог без тротуаров, мимо гаражей, заброшенных и недостроенных зданий и других, возможно, опасных объектов. К акции подключились и родители из Нижегородской области. Наверное, это сигнал властям обратить внимание на проблему безопасности городской среды.
На собрании говорили и о том, что родителям стоит задуматься об использовании устройств для детской безопасности, которые сейчас существуют. Это могут быть часы, браслеты или другие гаджеты с функцией GPS-навигации, тревожной кнопкой, которые могут отправлять сообщения на телефон родителей, или специальные маячки с функцией слежения. Однако исключительно на них полагаться не стоит.
Похитить за 30 секунд
— Причин пропажи людей множество, — рассказывает координатор нижегородского поисково-спасательного отряда «Волонтёр» Сергей Шухрин. — Это несчастные случаи, дорожно-транспортные происшествия, суицид, побеги. Случаются просто ошибки коммуникации — когда человек жив и здоров, но у него, например, сел телефон и он не может сообщить, где находится. Задача волонтеров сделать так, чтобы через час о пропавшем ребёнке знала вся область. Почему это важно? По статистике, у похищенных детей для жизни остается всего 3-4 часа.
Восемь лет назад, когда отряд поисковиков только начал действовать, им требовалось немало дней, чтобы оповестить жителей региона о пропавшем человеке. Сейчас на то, чтобы широко распространить информацию об исчезновении, уходит два-три дня. Так было во время поисков 4-летней Зарины, которая в августе этого года потерялась в лесу в Вознесенском районе: тогда в кратчайшее время на её поиски удалось привлечь тысячу человек. Девочку удалось спасти. Но, к сожалению, как уже было сказано выше, некоторые дети до сих пор остаются в списках без вести пропавших.
Как часто вы говорите с детьми о безопасности? Наверняка время от времени повторяете, что нельзя уходить с незнакомыми людьми или что-то брать у них. Но насколько хорошо эти слова воспринимаются детьми?
В разных странах мира и в России не раз проводили эксперименты, как быстро можно похитить ребенка. На детской площадке, с разрешения родителей, к ничего не подозревающим детям подходил незнакомец и пытался их увести. Засекали время: в среднем на то, чтобы совершить похищение ребенка, требуется всего 30 секунд. Пока мама отвернулась и разговаривает по телефону, малыш может пропасть. Результат этих экспериментов всегда один и тот же: 8-9 детей из 10 добровольно уходят с похитителем.
Страшная статистика США: каждые 40 секунд там похищают ребёнка. Девяносто процентов всех объявленных пропавшими, а это около 2 тысяч человек в день, дети. Когда заходит речь о похищении, обычно представляют чужого человека, который тащит сопротивляющегося ребёнка прочь. Реальность иная: лишь 24 процента похищений совершаются незнакомцами. Остальных детей забирают родственники, знакомые — те, кого ребёнок знает.
Шокирующий факт: 66 процентов педофилов — это те, кого дети знают, и лишь 24 процента — незнакомые люди.
Если человек кажется ребёнку добрым, он может дать неправильную оценку его действиям. Поэтому объясните ребёнку, что опасность может представлять кто угодно — молодой или старый, мужчина или женщина. Однако стоит знать меру: не надо слишком запугивать ребёнка незнакомцами.
Советуют психологи
Психологи рекомендуют научить ребёнка правилам безопасности с помощью «кругов доверия». Для этого вместе рисуем такие круги цветными карандашами, каждый круг своим цветом.
Первый круг — самые близкие члены семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Во втором круге — близкие друзья, родственники, воспитатели. Третий круг — незнакомые люди, которые вызывают доверие, например, мама с детьми, пожилая женщина. Четвертый круг — незнакомые люди, которые вызывают недоверие и кажутся опасными, например, пьяный человек.
Каждый круг обсуждаем с ребёнком на степень доверия, как могут и не могут вести себя люди разного круга с ребёнком. Например, только родные из первого круга могут обнимать, гладить, целовать ребёнка.
Вежливо здороваться и разговаривать можно со знакомыми взрослыми, это второй круг.
К людям третьего круга, например, можно подойти и обратиться за помощью в экстренной ситуации. Людей четвёртого круга ребёнок должен избегать, не заходить вместе в подъезд или лифт. Чужие не должны трогать детей, ничего не предлагать, никуда не звать, не дарить и не спрашивать ни о самом ребёнке, ни о его семье.
Научите ребёнка важным вещам
Учите детей безопасному поведению, возможно, вместе рассмотрите те или иные ситуации. Объяснив ребёнку правила безопасности, задайте ему 10-20 вопросов на эту тему, пусть попробует рассказать сам.
1. Объясните ребёнку, что на все уговоры взрослого или даже сверстника пойти куда-либо, чтобы посмотреть что-то или поиграть, ребёнок должен ответить категорическим отказом. Он может ссылаться на родителей или на то, что ему это неинтересно, насколько бы заманчивым ни было предложение, и, придя домой, тут же рассказать родителям о человеке, который ему что-то предлагал.
2.Дети должны понимать, что нормальному взрослому ничего не нужно от чужого ребёнка, он сам решит свои проблемы или обратится за помощью к другим взрослым. Научите ребёнка, что нельзя отвечать на вопросы незнакомых взрослых, если рядом нет родителей. Определите с ребёнком границы вежливости и потренируйте умение говорить «нет». Постарайтесь исключить из общения фразы: «Старших надо уважать», «Как ты разговариваешь со взрослыми?», «Что о тебе подумает дядя?». Беспрекословное послушание, зажатость и желание «всегда быть хорошим» — не самый лучший вариант воспитания ребёнка с точки зрения безопасности.
3. Объясните ребёнку, что он должен кричать, если ему угрожает опасность. Наиболее эффективные слова, которые могут привлечь внимание прохожих: «Кто вы? Я вас не знаю! Отпустите!» или «Где мои родители? Помогите!». У него есть два оружия против преступников: кричать громко и бежать быстро в безопасное место.
Объясните, что в опасной ситуации о хороших манерах надо забыть: можно драться, падать на пол, пытаться разбить витрину — всё что угодно, лишь бы привлечь к себе внимание окружающих.
4. Придумайте и выучите с ребёнком кодовую фразу. Например, если ребёнок один идет в гости к друзьям и ему не нравится, что там происходит, он может позвонить вам и сказать слова, о которых вы заранее условились. Это должно быть что-то простое: «Ты приготовишь на ужин мои любимые макароны?» Услышав кодовую фразу, немедленно отправляйтесь к ребёнку.
5. Если ребёнок куда-то пошел в одиночку, он должен сказать вам об этом. Дойдя до места, пусть позвонит вам. Договоритесь, во сколько он вернется домой.
6. Объясните ребёнку, что ни в коем случае нельзя близко подходить к машинам, под каким бы предлогом его бы ни звали, например, показать дорогу. Если кто-то вышел из машины и идет к нему, нужно убегать как можно быстрее. В случае опасности пусть ребёнок бежит в сторону скопления людей.
7. Объясните, что нельзя играть в темных и уединенных местах, заходить в гаражи, на стройки, в подвалы и так далее.
8. Научите ребёнка доверять своим инстинктам. Если ему где-то некомфортно, пусть уходит. Объясните, что у человека есть личное пространство. Ребёнок не должен бояться рассказать родителям, если кто-то трогал его странным или пугающим образом или просит держать в тайне объятия или поцелуи.
9. Если ребёнку раньше нравилось какое-то место или занятие, а потом резко разонравилось, возможно, у него появились негативные ассоциации, это повод насторожиться и выяснить, не случилось ли чего.
Полосу подготовила Анастасия СЕРГЕЕВА.
#газета #землянижегородская #дети #угроза #безопасность