28.11.2019

ФЛОР — ЗНАЧИТ ЦВЕТУЩИЙ

Предки выбирали точные имена

На берегу лесной реки

Первое, чему поражаешься, попадая в Свято-Успенскую Флорищеву пустынь — тишина и уединение. Здесь нет того наплыва паломников, которые переполняют знаменитые нижегородские монастыри, такие как Дивеевский или Макарьевский, хотя история этой обители не менее богата. Войдя в её врата, оказавшись в глухой стороне, вдали от оживлённых трасс, можно найти себе укромный уголок и, прислушавшись к молитвенному шёпоту самой природы, ощутить хотя бы частичку той простой радости, которой ежедневно наполняют души, живущие тут монахи.

У людей непосвящённых название Флорищева пустынь вряд ли на слуху, слишком долго она пребывала в забвении. А ведь когда-то в судьбе монастыря принимали участие цари, члены царской семьи и представители родовитых фамилий. Для примера, если популярная у паломников обитель в Дивееве возникла во второй половине XVIII века, то в пустыни монашеская жизнь началась почти на сто лет раньше. Монастырь возник в глухой местности на Красных Флорищевых горах, на берегу лесной реки Лух, впадающей в Клязьму. Когда-то земля относилась к Гороховецкому уезду Владимирской губернии, сейчас — к Володарскому району Нижегородской.

Название местности и монастырю дало поселение Фролищи, основанное бортниками и лесорубами, первым из которых , по преданию, был крестьянин Фрол. Кстати, имя является просто более удобным для русского языка вариантом латинского «Флор», что означает цветущий. Церковники, как самые грамотные и просвещённые в старину люди, строго чтили правила произношения и написания, поэтому пустынь нарекли всё-таки Флорищевой.

Пришедшие сюда немногочисленные монахи жили и молились на лоне природы, а с появлением молодого деятельного инока Иллариона началось строительство храма и келий. Этому сподвижнику суждено было стать наместником монастыря, а впоследствии митрополитом Суздальским и Юрьевским. Его авторитет в православном мире и в высших кругах был настолько велик, что отец Петра I царь Алексей Михайлович Романов выбрал монаха духовником своей семьи. Старший сын монарха Фёдор Алексеевич, взойдя на престол, в 1677 году принимал участие в закладке центрального храма монастыря — церкви в честь Успения Божия Матери.

Что показала экспертиза

Другое знатное имя, связанное с летописью обители — сподвижник Петра I, казанский и астраханский воевода, видный государственный деятель князь Борис Алексеевич Голицын, оказавший монастырю большую помощь. Построенный им двухэтажный Голицынский корпус до сих пор сохранился. Вельможа завещал похоронить себя во Флорищевой пустыни и ещё при жизни воздвиг на её территории свой фамильный склеп. Перед смертью он принял постриг и взял монашеское имя Боголеп. Следуя воле усопшего, князя погребли на территории монастыря. После революции обитель закрыли, в её стенах долгое время располагалась войсковая часть. Храмы осквернили, уничтожили и склеп Голицына. Однако с возрождением Флорищевой пустыни, начатого в 2005 году, усыпальницу решено было восстановить, работы до сих пор продолжаются. Правда, потомки князя усомнились в подлинности сохранившихся останков, поэтому никакого участия в проекте, к сожалению, не принимают. Братия направила кости на генетическую экспертизу, которая подтвердила, что на 98 процентов они принадлежат роду Голицыных. В любом случае, память о монахе Боголепе велит насельникам монастыря вернуть его прах на прежнее место согласно христианским традициям.

Радоваться новому дню

Сейчас в обители живёт четырнадцать иноков во главе со священноархимандритом Флорищевой пустыни епископом Выксунским и Павловским Варнавой. Те, кто бывал в монастыре ранее, отмечают, насколько сильно он успел преобразиться. Прошлым летом при участии владыки Георгия состоялся чин великого освящения храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, который после реставрации вновь стал настоящей жемчужиной русского зодчества. Восстановлена колокольня с часами — ровесница белокаменной церкви. Перед ними разбит фруктовый сад. Каждую весну своим цветением впредь он будет напоминать о буквальном значении имени Флор, ну и, конечно, о чуде воскрешения.

— День по монастырскому уставу начинается в пять утра, до девяти братия участвует в божественной литургии, а потом иноки, свободные от службы в храме, приступают к исполнению послушаний, — рассказывает один из насельников отец Варсонофий. — Вечером мы снова собираемся для богослужения. Кто-то считает такую жизнь тяжёлой, но нынешние монахи всё равно во многом современные люди, пользующиеся удобствами и благами цивилизации. Помещения нынче отапливаются централизованно, с помощью котельной, а ведь когда-то в каждой келье стояла печь, и необходимо было постоянно колоть и таскать дрова, чтобы согреть свои скромные жилища. Некогда просфоры делались вручную, сейчас же процесс стал механическим. Раньше иноки служили в храмах по десять часов в день, такое физически было под силу далеко не каждому. Теперь уклад жизни в этих стенах по прежним меркам не так строг. Однако все мы здесь всё так же связаны добровольно взятыми обязательствами.

Послушание помимо мероприятий по восстановлению обители и уборки территории предполагает работу в личном подсобном хозяйстве. Монахи держат корову, коз и кур, поэтому к трапезе всегда есть свежие молоко, творог, сыр, яйца. В теплицах и на грядках выращивают овощи. Этого вполне хватает, чтобы прокормить небольшую братию. Во времена расцвета монастыря здесь была целая молочная ферма, на близлежащих полях сажали картофель, имелась обширная пасека. Доходы от продажи продуктов сельхозпроизводства позволяли не только обеспечивать пищей насельников, но и кормить многочисленных прихожан, строить храмы не только в монастыре и округе, но даже в Москве, содержать воскресные школы, отчислять деньги на богоугодные дела. Впрочем, отец Варсонофий считает: всегда нужно быть благодарным за то, что имеешь и за возможность радоваться каждому новому дню.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Володарский район.

#газета #землянижегородская #володарск #фролищи #пустынь #монастырь #православие