Posted in Краевед
22.11.2019

ГЛАВНОЕ СЛОВО — ДОРОГА

Она помнит Пушкина, Даля, Короленко

В Шатковском краеведческом музее главным предметом рассмотрения и изучения с некоторых пор стали не только какие-то отдельные экспонаты, а понятия «дорога», «тракт». Для здешних жителей минувших лет эти слова впору было писать с заглавной буквы, потому что дорога кормила. На старых картах почтовых дорог Шатки обозначены рожком, по традиции указывающем, что тут находится крупная почтовая станция.

— Мы постарались особо представить тему Шатковской станции и дорог, — рассказывает директор музея Александр Инжутов. — Предметы старины, связанные с работой дороги, мы частично воссоздали, а частью сумели обнаружить в качестве артефактов, то есть провели немалую поисковую работу. К примеру, вот столб верстовой, на котором показано, что путнику отсюда надо проехать 29 верст до Арзамаса и столько же до Лукоянова. Это именно шатковский столб…

Образу верстового столба досталось место в творчестве Владимира Короленко, который после путешествия в очерках «В голодный год» описывает границу Арзамасского и Лукояновского уездов. Он в деталях рассказывает про пограничный столбик, болотце с кустарником, постоялый двор, лесной дом. И хотя сейчас сам тракт и границы уездов-районов сильно изменились, внимательный путешественник может узнать описываемые места.

На музейной карте сотрудники зеленым пунктиром выделили путь Короленко. Автор оставил музейщикам много подсказок для картографии, весь маршрут изложив в своих записках.

На этой схеме показаны все шатковские почтовые дороги. Исследователи сумели отыскать точные места и отметить, где были установлены некоторые верстовые столбы. И это не только известный «29-й» столб в центре Шатков, но и множество обычных пограничных вех по дороге.

В помощь музейным работникам были и архивные материалы, и описания знаменитых путешественников. Даль объехал весь юг Нижегородчины, будучи главой Нижегородского удельного имения. Со свойственной ему скрупулезностью описал путь к четырём своим мордовским сёлам — Великому Врагу, Вечкусову, Старому и Новому Иванцеву.

Широко известна история о том, как в 1833 году Александра Пушкина отказались накормить на почтовой станции Шатки. Ему заявили, что ничего ещё не успели приготовить. Конечно, после такой встречи появилось описание станции как «весьма неказистой».

Все, кто ехал на юг от Арзамаса, непременно меняли лошадей именно в Шатках. И это позволило местным жителям проявлять предприимчивость. Весь перегон между Лукояновом и Арзамасом держался на шатковцах.

— Даже когда почтовой станции в Шатках уже не стало, монополия на извозный промысел от наших мужичков не ушла, а даже усилилась, — продолжает Инжутов. — Для большей скорости движения перегон между Лукояновом и Арзамасом разделили на три участка вместо прежних двух. Было два «гона» по 30 верст, а стало три по 20. Станции открылись в Озерках и в Новой Деревне. Такие станции на содержание местным крестьянам государство отдавало на торгах. Крестьяне брались за дело, нанимали ямщиков, обустраивали быт станций и удобства проезжающих. Прибыль была не очень большая, но достаточная.

Содержали все окрестные станции именно шатковские мужики и все ямщики были тоже шатковскими. Даже в Арзамасе, имевшем на станции 30 лошадей и 10 ямщиков, почтосодержателем был шатковец. В Волчихине, под Арзамасом, содержатель, ямщики и почтари тоже были из Шатков.

Думается, Пушкину просто не повезло наткнуться на холодную печь и голодный приём. В контракте у почтосодержателя было написано, что он должен предоставить путнику обогрев, горячий обед и прочие удобства. Среди «прочих» обязательно были принадлежности для написания и отправки корреспонденции.

В музейной экспозиции весьма точно воссоздана обстановка почтовой станции. Там среди конской упряжи и разнообразной кухонной утвари стоит обязательный столик с чернильницей, перьями и бумагой. Так что Александр Сергеевич вполне мог присесть к столу и острым стихом описать неудачный приезд в Шатки. Не стал. Любопытное было бы историческое свидетельство.

— Какие-то районы гордятся исконным промыслом горшков, хохломы или валенок, а мы — извозом и почтовым делом, — резюмирует Инжутов.

Побродив по музею, я вдруг понял, что и остальные собранные здесь экспонаты тоже неразрывно связаны с дорогой, с трактом.

Уникальный экспонат — деревянный велосипед. Несмотря на многочисленные свидетельства о распространенности такого транспорта, сохранившихся экземпляров — единицы. Деревянная машина в Шатковском музее сработана местным жителем и найдена в селе Михайловка.

Дорога всегда тянулась меж полей, на которых не было ни клочка необработанной земли. Путник мог наблюдать работу крестьян. В музее собрано немало предметов труда. Здесь и русские, и мордовские артефакты.

Музейная педагогика уникальна. Посетителям, среди которых нередки детские группы, здесь всё наглядно показывают. Особым элементом стала традиция велопоходов, организуемых молодежной палатой района. Инжутов обязательно тоже едет с ребятами, по ходу экскурсии рассказывая об истории этих мест. Так доходчивее. Словом, и сегодня музею без дороги никак.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Шатковский район.

#газета #землянижегородская #шатки #пушкин #даль #короленко #музей #дорога