21.11.2019

НАС ВЕДЁТ ГЛОНАСС

Современные технологии помогают развивать семейный бизнес

Реформы 1990-х. Для миллионов жителей нашей страны они стали сродни кошмару. Времена тяжёлые, работа, даже если она есть, не приносит достойного заработка. Беспросветная тоска и отчаяние. Хомутовы тот период своей жизни иначе как с содроганием не вспоминают. Трое детей, по сути никакой работы, и что там впереди, никому не ведомо. Но ждать у моря погоды — это не про них. Решили действовать.

Зарегистрировали своё дело. Стартовым капиталом и единственным средством производства был старенький пазик. Работали по заказам. Доставляли гостей до места проведения свадьбы или юбилея, отвозили группы в театр. Старт неплохой, но требовалось развитие. И Хомутовы подали заявку на обслуживание маршрута от Дальнего Константинова до Нижнего Новгорода. Получили одобрение.

— Но тут возникла другая проблема, — вспоминает Татьяна Хомутова. — На видавшем виды автобусе заниматься пассажирскими перевозками — не лучшая идея. Думали-думали и надумали покупать «Газель». Своих денег, конечно, не было. Обратились в банк за кредитом. Нашу заявку рассматривали долго, изучали все документы. В итоге было принято положительное решение.

30 процентов — первоначальный взнос, остальное — кредитные средства. И в автопарке появился новый транспорт. В течение года займ удалось погасить.

— Оставляли деньги только на продукты да на текущие расходы, а остальное несли в банк, — рассказывает Татьяна Алексеевна. — Держали тогда три коровы, другую живность. Подворье выручало.

Подали заявку на второй маршрут. После того как Хомутовым дали добро, они вновь отправились в банк, на этот раз в кредит решили покупать ПАЗ, а тот, первый автобус, с которого и началось их дело, продали.

В 2011 году Нижегородпассажиравтотранс ушёл из Дальнеконстантиновского района. Существовавшую сеть маршрутов передали Вадскому предприятию. Но оно вскоре отказалось осуществлять перевозки — по сути, стало некому доставлять жителей сёл и деревень в райцентр и обратно. В администрации района выход нашли, предложили занять образовавшуюся нишу Хомутовым.

— Мы с мужем поначалу растерялись, — рассказывает предприниматель. — Хотя оба в транспортном бизнесе не новички, но взваливать на себя такую ответственность побаивались. Собрали семейный совет. Сыновья сказали однозначно: надо соглашаться — мол, чем нам в городе мыкаться, искать работу, копить на жильё, лучше будем заниматься семейным бизнесом.

В аренду Хомутовым перешли две автостанции в Богоявлении и Дальнем Константинове да несколько автобусов.

— Технику передало Вадское автопредприятие, — вспоминает Татьяна Алексеевна. — Как оказалось позже, в автобусах даже баллонного ключа не было, а он необходим, чтобы заменить повреждённое колесо — на третий день эксплуатации транспорта покрышки начали разлетаться в клочья чуть ли не на ходу.

Помучившись пару месяцев, Хомутовы пришли к общему мнению: так работать нельзя. Взяли кредит и купили три ПАЗа и одну «Газель».

— Своей базы не имели, — продолжает разговор руководитель автотранспортного предприятия. — Автобусы готовили к выходу на маршрут прямо под открытым небом. Но тут узнали, что выставлен на продажу комплекс зданий бывшей дорожной организации, располагавшейся в райцентре. Выкупили… Там не было ни света, ни газа. С электричеством вопрос решили довольно быстро, добрые люди помогли. Первую зиму топились углем — привезли из дома котёл, установили.

Бухгалтерия по-прежнему базировалась в здании автостанции. Как только снег сошёл, Татьяна Алексеевна отправилась по организациям. Просила помочь в обустройстве подъездных путей и площадки перед зданиями автопредприятия, в подключении газа. Помогли.

— До сих пор не перестаю благодарить всех, кто тогда вошёл в наше положение, — говорит она. — Если бы не поддержка, в том числе со стороны районной администрации, ничего бы у нас не вышло.

Теперь на благоустроенной территории предприятия имеется даже автозаправочная газовая станция. Построили её по проекту «Чистый город». А перейти на альтернативный вид топлива Хомутовых заставили подскочившие цены на бензин.

— Не перестаём искать пути экономии, — вводит в курс дела Татьяна Алексеевна. — Как только открыли первый маршрут — отказались от бумажных билетов, перешли на чекопечатные машинки. И дешевле, и финансовая дисциплина лучше.

А ещё все автобусы подключены к системе ГЛОНАСС, которая, кроме прочего, контролирует расход топлива и то, сколько его залито в бак.

— И вот что выяснилось, — недоумевает Татьяна Хомутова. — На заправочных станциях бензин недоливают. Бывает, что на 10 литров меньше отпускают.

Сейчас автотранспортное предприятие включает 14 автобусов. На линию выходят отечественные машины и иномарки.

— Водители у нас замечательные, — продолжает тему предприниматель. — Ответственные, профессиональные. Жаль, практически нет молодёжи. Но мы готовы принять в коллектив серьёзного парня, оплатим и его обучение на соответствующую водительскую категорию.

Главными помощниками Татьяны Алексеевны и ее супруга Анатолия Алексеевича сейчас стали сыновья — Виктор и Андрей, сноха Наталья. Как и обещали, они остались в семейном бизнесе. Зачем искать работу на стороне, если есть своё дело?

Юлия МИНДАЛЁВА.

Дальнеконстантиновский район.

Тем временем

Работа важнее благоустройства

В Москве завершил свою работу II Всероссийский форум семейного предпринимательства. Организаторы предложили участникам насыщенную программу, нашлось в ней место и сельскому бизнесу.

В следующем году возьмёт старт масштабная государственная программа «Комплексного развития сельских территорий». Она предполагает не только благоустройство населённых пунктов, строительство дорог, соцучреждений, прокладку коммуникаций, но и поддержку в трудоустройстве, в том числе, в организации своего дела. Как показал проведённый опрос среди сельских жителей, им гораздо важнее обрести достойную работу, чем обновлённый сквер.

Такая позиция понятна, ведь нередко в поисках заработка люди снимаются с места и перебираются в города в надежде трудоустроиться. В результате за 20 лет с карты страны исчезло 20 тысяч сёл и деревень, а количество человек, занятых в сельхозпроизводстве, по сравнению с 2000 годом сократилось вдвое и теперь составляет 4,4 миллиона.

Как решить проблему? Участники дискуссии пришли к единому мнению: прежде всего помогать личным подсобным и фермерским хозяйствам. Но все работать в сельхозпроизводстве не могут, да этого и не требуется. Поэтому предпринимателям можно и нужно осваивать другие направления. Например, открывать перерабатывающие, швейные цеха.

#газета #землянижегородская #дальнееконстантиново #глонасс #перевозки #транспорт #бизнес