20.11.2019

СУВЕНИРАМ — РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО

Нужен также взгляд современных дизайнеров

Тема взаимодействия представителей туризма и предприятий стала главной на пресс-конференции, состоявшейся в Нижегородском областном информационном центре. Встреча прошла под девизом: «Давайте жить дружно!»

Дизайнер Павел Рябинин решил возродить нижегородскую художественную вышивку. Помогают ему в этом сотрудники недавно закрывшейся фабрики.

— Начали с плоскостного изображения мотивов — это платки, шали, скатерти, — рассказал дизайнер. — Идём в ногу со временем и показываем традиционный промысел в новых формах, материалах и цветах. Важно, чтобы современная молодёжь смогла вписать созданную вещь в свой гардероб.

— У сегодняшнего поколения россиян поменялись взгляды на жизнь, — высказала мнение директор экскурсионного бюро «Нескучный Нижний» Александра Шарова. — Ушла в прошлое ценность старины. Уже не жалко выбросить вещь. На первый план вышла ценность новизны. Если раньше у многих в домах можно было найти хлебницы с хохломской росписью, детские стульчики, столики, лошадки-качалки, то сейчас мало кто пользуется такими вещами. В результате этих изменений на предприятиях необходимо изменять линейку производимой продукции. Должны быть товары недорогой ценовой категории, чтобы каждый желающий смог их купить.

Александра Лориевна отметила, что туроператоры выступают за развитие таких художественных промыслов, которые дадут новые продукты, чтобы они были интересны людям до 50 лет.

— Представители каждого промысла должны понять, что если они не нашли общего языка с клиентами и не сумели привлечь грамотных специалистов, то судьба будет печальна.

Автор социально-просветительского проекта «Мастерская радуги» Виктория Катамашвили считает:

— Туристов, конечно, могут привезти на предприятия НХП, но заставить купить продукцию — нет. Должна быть системная пропаганда художественных промыслов.

Эксперт уверена, что туристам надо показывать ценность ручного труда и все этапы производства того или иного сувенира. Если правильно выстроить работу, то при взгляде на городецкий промысел или хохломскую роспись будет возникать ассоциация с нашим регионом.

— Имеет смысл возродить аукцион высокохудожественных изделий на уровне всероссийского проекта, — считает Виктория Катамашвили.

По мнению члена правления торгово-промышленной палаты Дениса Лабузы, важно рекомендовать областному и городскому департаменту разделить деятельность в сфере НХП на две составляющие — культурную и коммерческую.

— Власть может сосредоточиться на пропагандировании промыслов, предприятия — на потребительских качествах, а туристические компании, встроившись в эту цепочку, подсказывать, что они хотят получить, — добавил он.

И они готовы подсказывать.

— Важна правильная выкладка товара, — отметила директор одного из нижегородских турагентств Мария Свиридова. — Почему бы, например, не показать изделия из льна в развёрнутом виде. И почему не разместить место продажи сувениров не в полутёмном тесном помещении, а в светлом просторном зале. Туристу надо создать условия. Если ему понравилась вещь, то должна быть возможность ее примерить, а если что-то не понравилось, — то поменять.

— Точки сбыта должны располагаться на всём пути следования туристов, — продолжила начальник отдела туризма и массовых коммуникаций «Пешеланского гипсового завода» Елена Комиссарова. — Этого, к сожалению, сейчас нет.

О том, что во всех туристических центрах должен быть полный ассортимент продукции народно-художественных промыслов, говорил и директор Нижегородского туристско-информационного центра Сергей Яковлев.

Участники дискуссии обсудили проблему состояния музея народных художественных промыслов на Большой Покровской. Его экспозиция уже 40 лет находится в неприспособленном помещении на четвертом этаже. Лифта нет, поэтому половина каждой туристической группы не желает туда подниматься по лестнице.

— Необходимо переселить музей в современное помещение на первом этаже, — отметили участники встречи.

Прозвучали и другие предложения по развитию отрасли. Например, создать на одном из телеканалов просветительскую передачу, посвященную нижегородским промыслам. Также важно выпустить туристические буклеты, где будет размещена информация о наиболее интересных отраслях НХП, создать небольшие магазины. Прибавит интерес хорошо разработанные сайты музеев и предприятий НХП.

— Надо запретить на законодательном уровне ввозить в страну поддельные сувениры, имитирующие народно-художественные промыслы, — считает Денис Лабуза. — Чтобы не получалось так, что китайские туристы в наших же аэропортах покупают китайские же матрешки.

Своим видением на сложившуюся проблему поделилась и независимый куратор народно-художественных промыслов Нижегородской области Анна Нистратова.

— Надо учиться находить интересные формы подачи истории, традиций и культуры той территории, где есть народно-художественные промыслы. А для этого понадобятся современные дизайнеры, которые предложат новые форматы работы. Надо уже выходить из «застоя» 80-х годов прошлого века и становиться современными.

Все предложения, прозвучавшие в ходе круглого стола, занесены в резолюцию и будут рассматриваться совместно с администрацией Нижнего Новгорода и региональными властями. Главное, чтобы они вылились в конкретные решения.

Анна РОДИНА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Только цифры

24 разновидности художественных ремесел существуют в нижегородском регионе.

#газета #землянижегородская #промыслы #туризм