ОФИС — МАСТЕРСКАЯ, КОСТЮМ — ФУФАЙКА

Руководителям хозяйства пока не до белых сорочек

Сегодня можно говорить о преемственности в фермерском движении, которому почти 30 лет. У первопроходцев, которые в 1990-е начинали хозяйствовать на маленьких земельных паях, уже подросли сыновья. Ежедневно видя перед собой пример отцов, они несколько десятилетий получали знания и навыки. Сегодня эти ребята успешно управляют КФХ. Им близок труд на земле и понятна важность продолжения династии. Молодое поколение фермеров трудятся и за механиков, и за снабженцев, и за комбайнеров, а когда надо вести документацию, то и за бухгалтеров. Школу фермерства они проходили в семье.

Опыт отца — сыновьям

Именно таким примером стали братья Иван и Алексей Киселёвы.

— Когда в 1991 году наш отец Николай Васильевич начал собственное дело, мне было всего 10 лет, — вспоминает Иван. — Участочек всего-то в два гектара нам достался как раз там, где был сенокос для нашей коровы. Отец взял землю без инфраструктуры. Хозяйство росло на моих глазах буквально с первого колышка, первого электрического провода и первой водопроводной трубы. Конечно, мы с братом во всём участвовали. Да и не могло быть иначе. Нас тогда из трактора и из мастерской не выгнать было. Это сейчас молодежь, даже сельская, в телефонах сидит. А мы с удовольствием осваивали технику и учились обрабатывать землю.

Те годы были временем, когда доказать свое право на взросление сельский мальчишка мог только трудом. Вот и старались братья не отстать от отца. Для крестьянина весь год — очень напряженная пора. Сначала готовь почву к севу, потом сев, предуборочные мероприятия и уборка. И всегда в очень сжатые сроки надо доказать, что не зря год прожит. Николай Васильевич весь свой опыт сумел передать сыновьям. Парни получились до труда охочие, до земли, семян и прочего — любознательные. Не страшно было им хозяйство передать.

С 2000 года вся ответственность за КФХ досталась братьям.

— Как раз мне 19 исполнилось, — продолжает Иван. — Занимались в основном картошкой. Понемногу площади прибавляли. У нас год на год не похож — то больше, то меньше. Максимальное количество было: у меня 70 га и у брата 60. Потом решили снижать объемы. В прошлом году посчитали оптимальным каждому возделывать по 30 га. На следующий год не знаем, сколько площадей возьмем. Надо ведь и землю не запускать, и о качестве продукции заботиться.

Брать не объемом, а технологией

Технологию с недавних пор изменили. Раньше торопились посадить, как только влажность позволяла войти в поле. Сейчас начали сажать позже. Сроки сдвинули из-за расширения посевов зерновых, где из-за влажности задерживаться нельзя. А картофель стал даже лучше получаться с поздним сроком посадки, качество возросло.

Сейчас Киселевы сажают «второй хлеб» не раньше 10-15 мая. При посадке вносят сложные удобрения — по 300 кг в физическом весе. Такая комплексная подкормка показала себя лучше. Дней через 14 делается гребнеобразование, перед которым корнеплоды получают подкормку селитрой — по 150 кг на гектар. На этом сроке гребнеобразование работает еще и как прополка. При строгом соблюдении технологии этого небольшого количества удобрений вполне хватает для достойного урожая.

Братья считают, что важно соблюдать севооборот, упор надо делать  на культуру земледелия, современные технологии, и в конечном итоге — на качественную продукцию. Покупатель выбирает качественную картошку. Вот ее и надо растить.

— Урожай в этом году богатый, свыше 600 центнеров с гектара набираем, — делится успехом Иван. — Но на продажу-то идет едва ли две трети от собранного. Что-то в отходы, что-то на семена. Вот и выходит, что затрат чуть ли не больше доходов. Поэтому и сажать будем меньше, чтобы снижать затраты, но получать качественную продукцию.

Киселёв вспоминает, что в 2000 году буквально из-под венца чуть не сбежал в поле. Настал свадебный день, а тут как раз долгожданная погода установилась, чтобы копать картошку. Парень буквально разрывался — то ли урожай собирать, то ли под Мендельсона танцевать. Даже небольшой семейный конфликт случился.

Когда бренд «стреляет»

В тот год цена на картошку была по 8 рублей за килограмм. А сегодня фермеры отдают ее и за 5, и даже за 3 рубля. Перенасыщенный рынок достойной цены не дает.

А ведь чтобы продать картошку, то есть просто взять из бурта, отсортировать и погрузить в машину — придется затратить 1 рубль на каждый килограмм. То есть если братья сумеют продать урожай по 6 рублей, то им останется только 5. А тут еще опять цены на электроэнергию повысили, приходится не раз задуматься — включать кондиционер для охлаждения «второго хлеба» или это слишком дорого?

Картофель хоть и является арзамасским брендом, но наиболее прибыльным его не назовёшь. По мнению Ивана, картошка «стреляет» раз в пять лет. В остальные годы с ней работать трудно, очень уж она затратная. Зерно в этом смысле стабильнее. И технология проще, и затрат меньше, и людей не так много задействовано. А прибыль и на пшенице бывает неплохой, в этом году ее себестоимость у Киселёва вышла по 6 рублей, а урожайность оказалась 38 ц с га. Совсем неплохо.

Важной частью технологического процесса для Киселёвых является севооборот. Он в их хозяйстве четырёхпольный. После картофеля сеют ячмень без удобрений, так как в почве их достаточно осталось. После ячменя — горох, и тоже без удобрений. После гороха — озимую пшеницу. А после неё раньше шла горчица, но с нового сезона её заменит соя.

При такой технологии горох Стабил в этом году дал великолепный результат — 40 ц с га, валовый сбор достиг 600 тонн.

Техника спасает урожай

Чем выше урожаи, тем больше нужда у фермера в современном оборудовании. Киселёвы тоже стараются работать не по старинке. По собственному признанию, понемногу «обрастают техникой».

На дворе высится новенькая вертикальная зерносушилка, которая, по признанию братьев, в этом году спасла им урожай.

— Как только пошла «сырятина», мы сразу бросились ее покупать. И не прогадали, — уверен Киселёв. — Она на 12 тонн зерна расходует всего 80 литров солярки, а скидывает влажность с 18 до 13 процентов. За сезон она нам высушила 600 тонн зерна. Иначе бы урожай пропал. Сушилка нам за сезон окупилась.

На днях в хозяйстве появилась новая полностью автоматическая фасовочная линия для картофеля.

Прежде с этой работой справлялся бункер с накопителем на 60 кг, в который картошка ссыпалась после инспекционного стола. Его полуавтоматическая система требовала постоянного внимания. А еще раньше были системы совсем без автоматики. 

— Острая необходимость в современной фасовочной линии возникла, когда стали заключать договоры с крупными торговыми сетями, — поясняет Иван. — Там строгие требования поставлять сетки с точным весом в 25 кг, а в ручном режиме этого не сделать. Теперь потребуется меньше людей.

Мечтают фермеры продолжать обновлять как технику, так и технологии. Намеченный к покупке более мощный трактор поможет не только обработать 850 га пахотных полей, но и возвращать земли в оборот.

Давно задуман и переход на технологию No-Till. Дело идет к обновлению сеялок. От вспашки Иван отходит уже лет 10, он не пашет, а дискует. Задуманный переход будет логичным продолжением технологического роста.

Вот тогда можно будет и белую рубашку надеть.

— А пока наш офис — мастерская, а парадный костюм — фуфайка, — говорит Киселёв. — Порой и в банк или сельхозуправление в телогрейке ездим, потому что переодеваться нет времени. 

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Арзамасский район.

#газета #землянижегородская #арзамас #фермеры #киселёвы