ЭТО ВАМ НЕ СЕРИАЛ

Сотрудники этой службы помогают найти правду

В популярном криминальном телесериале Федеральная экспертная служба проводит множество экспертиз и исследований, раскрывая преступления. Она отыскивает такие следы убийц, насильников и использует такие методы и оборудование, что сразу чувствуешь: эта служба вымышленная, каких не может быть. А есть реальные структуры, стоящие на службе у правосудия. Например, учреждения судебно-медицинской экспертизы. Об одном из них, находящемся в г. Княгинино, мы и хотим рассказать.

Невидимые раны

В одном из районов юго-восточной зоны области несколько лет назад на месте сгоревшего дома были обнаружены останки женщины – конгломерат, состоящий из обгоревших внутренних органов. Следователи назначили судебно-медицинскую экспертизу, но никак не предполагали, что эксперты при таких обстоятельствах дадут точный ответ на вопрос: была ли смерть насильственной?

— Мы провели кропотливую и достаточно сложную работу с применением лабораторных методик и обнаружили в печени погибшей множественные колото-резаные раны, — говорит заведующий Княгининским Юго-Восточным бюро судебно-медицинской экспертизы Рудольф Цветов. — Следователи и оперативники стали искать убийцу. И, представьте, нашли! Как выяснилось, он совершил более 15 убийств на территории России, умело уничтожая улики, в том числе путем поджогов домов. Но этот эпизод прервал его преступную деятельность.

Рудольф Викторович Цветов, окончивший с медалью школу, без проблем поступивший в Нижегородскую медицинскую академию, почти сразу же стал по ночам работать санитаром в морге. С 3 курса начал специализироваться в области судмедэкспертизы. Что заставило его выбрать медицинскую специальность «не для слабонервных»? На этот вопрос ответил так: «Когда мне было 14 лет, убили мою собаку. Я нашел ранку на теле пса и решил сделать вскрытие. Обнаружил в теле пса пулю. Потом нашел и стрелявшего в него. Наверное, с этого всё и началось…»

Поиск следов преступлений стал главным в его работе: сначала в роли заведующего Лысковским районным отделом судмедэкспертизы, потом — межрайонным. В 2006-м году молодой специалист возглавил Княгининское Юго-Восточное бюро, обслуживающее 12 районов, имеющих границы от Кстова до Чувашии и от Княгинина до Лукоянова.

В штате бюро 15 человек, в том числе трое врачей, имеющих высшую категорию и соответствующие сертификаты.

— Наша главная задача при проведении экспертиз — помочь правоохранительным органам в восстановлении подлинной картины происшедшего, что потом будет доказательством в суде, — информирует заведующий. — И чем слаженнее взаимодействие силовых структур и судмедэкспертов, тем больше шансов на задержание преступников, изолирование их от общества.

Вот еще один случай из практики экспертов, который тоже помог установить преступление. Мужчина знакомился с женщинами по интернету, жил за их счет. А становились ненужными — избавлялся от «любимых». Это выяснилось уже потом. Однажды в учреждение Цветова привезли труп женщины безо всяких повреждений. Казалось, что смерть ненасильственная. Сделали вскрытие: органы в порядке. Но при тщательном осмотре обнаружились проколы шейки матки острым тонким предметом. Преступник, судя по всему, старательно избавлялся от улик, не было никаких следов крови, он переодел тело в чистую одежду. Но это не помогло. Эксперты установили криминальный характер смерти, и правоохранительным органам удалось задержать убийцу — в том же районе, где он совершил преступление. Кто знает, сколько потенциальных жертв было спасено!

Бюро взаимодействует с межрайонными отделами СУ СК России по Нижегородской области, СО ОМВД по «подведомственным» районам, проводя экспертизы по постановлениям следователей. Эксперты нередко выезжают вместе с оперативно-следственными группами на места совершения преступлений.

Но, конечно же, занимаются не только трупами. Немало экспертиз проводится гражданам, которым были нанесены телесные повреждения, побои, получившим автотравмы на дорогах -эксперты определяют степень вреда, причиненного здоровью.

Что касается погибших в авариях, то их везут в учреждение Цветова из всех 12 районов, в том числе находящихся на трассе «М-7 «Волга». Экспертам особенно тяжело, когда они видят молодых…

Не виновны!

Но продолжим — о роли экспертов в проверках и расследованиях причин гибели людей. Установить насильственный характер смерти, если он есть, очень важно. Но не менее важно оградить от уголовного преследования невиновных.

…Человека насмерть сбила машина. Задержали водителя. «Это не я совершил наезд, а шофер впереди идущей легковушки, который скрылся с места происшествия. А я, не сумев затормозить, проехал по телу», — такие показания дал водитель следователям. Назначили судмедэкспертизу. Эксперты определили, какие повреждения у погибшего были прижизненные, а какие — посмертные. (В таких случаях помогает физика и так называемая кинетика образования переломов). И что же? Выяснилось, что задержанный водитель действительно не виноват в гибели пешехода, он проехал уже по безжизненному телу.

…Следственные органы направили в Княгинино труп со следами побоев. Значит, человека убили? Но эксперты выяснили, что причина смерти — передозировка наркотика. Применили дополнительную методику исследования тканей, при которой в теле можно обнаружить яды.

…Привезли тело с подтеками на лице. (С кем-то пострадавший подрался). Но не это — причина смерти. Как показало исследование, он умер от диабетической комы, о чем и было составлено заключение для следственных органов. Уголовное дело не возбудили, тот, с кем была драка, не попал на скамью подсудимых.

— В проведении подобных экспертиз незаменимой стала гистологическая лаборатория, которую нам привезли четыре года назад из Нижегородского бюро судебно-медицинской экспертизы, в состав которого входит наше бюро, — повествует Цветов. — Оборудование — самое современное и очень дорогое. С его помощью исследуются ткани человеческого организма с применением реактивов и других химических препаратов. Благодаря лаборатории сократились сроки проведения экспертиз, заключения стали более точными. Эту умную аппаратуру можно настроить на распознавание атипичных (раковых) клеток. У руководства бюро в Нижнем, в министерстве здравоохранения области есть планы использовать нашу лабораторию и по этому назначению, чтобы разгрузить лабораторию областной больницы им. Семашко.

Аппаратура в этой лаборатории впечатляет! Почти как в сериале «След»…

Не удивительно, что такая аппаратура появилась именно в Княгининском бюро. Сотрудники здесь — настоящие профессионалы. А главный из них — человек очень активный, заботливый, хозяйственный.

Злополучный костюм

— Как можно каждый день встречаться с негативом, трупами, делать вскрытия на протяжении уже 17 лет? — спрашиваю Рудольфа Викторовича.

Отвечает:

— Иногда, действительно, завидую обычным врачам: тех на работе ждет радость, когда пациенты выздоравливают, какие-то разговоры с ними о жизни, шутки, а с нашими «пациентами» не поговоришь. Восстанавливаться после тяжелых рабочих дней помогает семья — любимые жена и две дочки. А еще получаю хорошую разрядку на рыбалке и охоте, при общении с друзьями.

— Неужели вы на работе никогда не улыбаетесь?

-Нет, это бывает!

Рудольф Викторович рассказал одну историю, которой невозможно не поделиться с читателями.

…У трассы был обнаружен труп мужчины. Его привезли в Княгинино. Исследование показало, что криминала не было. Сотрудники полиции установили личность, оказалось, это житель другой области, находящийся в розыске. Приехал родственник, опознал тело, расписался где надо. А забрать умершего вскоре прибыла целая армада родных умершего — братья, сватья, зятья, снохи, даже внуки. Они привезли и одежду для покойного. «Мы вам оденем его», — сказали санитары. «Нет! Нам обычаи этого не позволяют, сами оденем». Сбегали в магазин, где купили всё для поднятия тонуса. Двое мужиков приняли на грудь, и устремились с пакетами в прозекторскую. Надели рубашку — и выскочили из помещения как ошпаренные. И — в кусты… Инициативу взяла в свои руки вторая группа мужиков. Остограммившись, они пошли надевать на покойного костюм. Минуты через четыре тоже выбежали на улицу — и в те же кусты… Третья группа устремилась завершить начатое дело, но до конца его не довела. На смену ей пришла очухавшаяся первая группа. А потом — опять вторая. И вот — последний заход… И вдруг округу огласил истошный крик: «Это не наш Вася! У него на пальцах наколки, какие делают только в тюрьме! А наш Вася не сидел!». Родственники сначала открыли рты и застыли как статуи, а потом разразились многоголосой бранью.

— Поезжайте домой, полиция продолжит искать вашего Васю, не надо было расписываться, — сказали им.

— А костюм? — хором задали сакраментальный вопрос родные.

— Ну оставьте его.

-Как бы не так, верните костюм!

— У нас нет услуги по раздеванию трупов, готовых к погребению.

— Да и не надо! Сейчас сходим в магазин и сами разденем!.

Череда с раздеванием как две капли воды была похожа на череду с одеванием… Наконец-то, вызволив костюм, родственники отбыли восвояси.

Прошло две недели. По телефону заведующего бюро раздался звонок, от которого остолбенел уже он. В трубке возопили: «Это был все-таки наш Вася! Оказывается, он сидел в тюрьме!». На следующий день опять приехал большой взвод родственников, которые «по традиции», зарядившись спиртным, вновь поэтапно начали одевать Васю в его костюм — со всеми вытекающими отсюда последствиями… Надо полагать, что тело несчастного все-таки было предано земле.

В нашей скоротечной жизни трагическое и комическое ходят рядом.

Галина ТЮЛИНА.

Фото автора.

г. Княгинино.

На снимке: Рудольф Цветов в своей работе не может обходиться без микроскопа.

#газета #землянижегородская #княгинино #правопорядок #криминалистика #профессионал