ПАХАТЬ И НИКАКИХ ГВОЗДЕЙ

Лозунг крестьянина остается прежним

Чем только не занимался Павел Соколов — держал и коров, и свиней — по сто голов, и птицы — полный двор. Душа лежала к сельскому хозяйству.

его никогда не тянуло.

И специальность получил востребованную в селе – сначала закончил агрономический факультет Ардатовского техникума, а после армии -Горьковский сельхозинститут. Восемь лет проработал в совхозе в Арефино главным агрономом. Когда пришел в сельхозпредприятие, урожайность зерновых была всего 4 центнера с гектара, в последующие годы эта цифра увеличилась в три раза, а когда он уходил из совхоза, получили рекордный урожай — 20 центнеров с гектара. С работы его долго не отпускали.

Вместе с единомышленниками взяли в аренду ферму в Лесникове – 100 коров и столько же телят. Павел Соколов – за бригадира. Помогал младший брат Константин. Цель поставили — выкупить ферму и животных, принадлежащих совхозу в Новоселках, куда сдавали мясо и молоко. Хотелось стать собственниками, манил дух свободы.

Районное руководство оказывало новоиспеченным арендаторам существенную поддержку. Однако хозяйство просуществовало всего три года.

— Не всем тогда была понятна сама идея, зато все имели равные права на долю, мясо делили поровну, но по-разному относились к делу, — рассказывает Павел Соколов. — Постепенно начались разногласия.

А тут как раз ему, одному из всей области, областное управление сельского хозяйства предложило поездку в Германию на шесть месяцев — поучиться фермерскому опыту.В состав российской делегации вошло всего 10 человек.

Вояж в Европу произвел на него неизгладимое впечатление — было чему удивиться, сопоставляя увиденное с реалиями в родной стране.

— У нас в ту пору в магазинах были пустые полки, а там продовольственный рай, — вспоминает Павел Соколов. — Но особенно поразило фермерское хозяйство, куда меня распределили — всё автоматизировано, в том числе кормление животных. Владелец фермы мог по два дня там не появляться. Он держал 200 голов свиней, я помогал пахать, сеять рапс и свеклу, пропалывал, вносил навоз.

Немецкий фермер доверил гостю из России управлять комбайном, но он отказался: не было опыта. Впоследствии на собственной ферме ввел некоторые новшества, что приглянулись за границей.

Дома его ждали неприятности — назревавший раскол в коллективе достиг критической фазы, обострились отношения с совхозом.

— Как-то мы увидели, что нашу скотину гонят с пастбища на совхозную ферму, — вспоминает Павел Иванович, — Пришлось отбивать, но кому-то не нравилось, что мы стали самостоятельными и лидировали по надоям.

В итоге были вынуждены отказаться от аренды.

У него остался молодняк — семь телок, с которых в 1991 году и началось его крестьянско-фермерское хозяйство — первое в Вачском районе. Его он создал вместе со старшим братом Владимиром.

Ему выделили колхозный пай в 15 гектаров в Новоселках, где был старый двор. Сразу построил гараж для трактора и навес для сена. Позднее приобрел комбайн, еще один трактор, две грузовые машины, прицепную технику. Хозяйство набирало обороты. Павла Соколова избрали председателем ассоциации крестьянских хозяйств.

— Тогда было проще — деньги давали, а инфляция помогала гасить долги, — признается Павел Иванович. — Молоко мы сдавали на молокозавод.

Поголовье коров в его хозяйстве увеличилось в два раза, поголовье свиней довел до 100 голов.

А потом начались проблемы с кредитованием. Особенно тяжелой выдалась весна 2000 года – на носу посевная, кредит не дают, а второй не пролонгировали. Пришлось зарезать трех коров, чтобы рассчитаться с банком. Полевые работы он все-таки провел, но в последующие годы уже не сеял.

Теперь на его подворье восемь голов КРС, из них три коровы. Производит творог, сметану и сыр. Сам сеет и косит. Выращивает пшеницу, ячмень, овес, травы. Взял в аренду еще 10 гектаров земли. Нынешней осенью засеял озимыми три гектара. Сам и доит.

Молоко продает населению, только реализовать с каждым годом становится все труднее.

— Мы просим 60 рублей за литр, а населению выгоднее покупать за 40 рублей из бочки, — констатирует Павел Иванович. — Не хочу продавать дешевле, чем в магазинах — качество не сравнить. В гостях была двоюродная сестра, которая живет в Америке, она сказала, что там такой сметаны нет. Каждый день надаиваю по 20 банок, но все молоко не уходит. Это тяжело психологически. Сейчас стоит вопрос — убавить поголовье, уже дал объявление о продаже, но пока никто не откликнулся. По-видимому, придется идти на преступление — зарезать стельную телку. Никому она не нужна. Сердце кровью обливается.

— На мой взгляд, государство должно установить нормальную дотацию, 2 рубля за литр молока — это мало Мы помогаем развивать экономику стран, производящих пальмовое масло, — сетует Павел Соколов.

Есть задумки всерьез заняться рыбным промыслом. На своей земле выкопал пять прудов, постепенно запустил рыбу. Думает подать заявку на участие в программе по развитию рыбного хозяйства, чтобы получить грант.

И сеятьбудет, пока есть силы. Жалко бросать землю, ее надо пахать.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото автора.

Вачский район.

#газета #землянижегородская #вача #животноводство