02.10.2019

БЫТЬ В АВАНГАРДЕ НА РЫНКЕ ТРУДА

Соответствовать требованиям работодателей поможет система, которую запускают в регионе

Тревожные вести приходят с трудового фронта. Эксперты один за другим дают прогнозы, заставляющие задуматься миллионы россиян о своём будущем. Чего только стоит предсказание о том, что профессии бухгалтера, продавца, водителя относятся к числу вымирающих. А доля вышеперечисленных специалистов в трудовой армии нашей страны весомая. Плюс автоматизация и роботизация производственных процессов. Как тут не задаться вопросом: а нужен ли будет лет через 10 на рынке человек или его заменит искусственный работник.

По свободному графику

Впрочем, до этого ещё далеко, нашей стране, чтобы совершить техническую революцию, потребуется куда больше, чем 10 лет. В 2012-м появился термин высокопроизводительное рабочее место. Ввёл его президент России Владимир Путин в своих майских указах. К 2020 году таких мест, где наблюдался бы прогресс по условиям труда и зарплате, в стране должно появиться 25 миллионов. По данным Росстата, в настоящее время их 19,5 миллиона, по оценкам экспертов, — 15 миллионов. При этом численность трудоспособного населения страны составляет 82 миллиона человек.

Это не значит, что остальные без работы. Просто их место далеко от совершенства, или относятся к числу самозанятых, фрилансеров — новый термин на рынке труда. Обозначает он «свободного работника», который осуществляет свою деятельность без графика, обязательств, в соответствии со своими предпочтениями. Обычно к такого вида работникам относятся программисты или блогеры. И вроде ничего зазорного в их взгляде на трудовые отношения нет — они просто зарабатывают на жизнь как умеют. Но если посмотреть на такой подход к работе в целом, то получится, что фрилансерам экономику страны вперёд не двигать, они не будут задерживаться допоздна, потому что нужно срочно завершить дело, от которого зависит судьба компании. Они не станут корпеть в лаборатории, вновь и вновь сверяя характеристики запускаемого в производство инновационного материала. В их планы не входит переплетать свою жизнь с судьбой предприятия, на котором работают. А стране на данном этапе развития нужны совсем другие специалисты с иным отношением к делу.

Оценка качеству

Какие? Этот вопрос обсуждали в ходе встречи губернатор области Глеб Никитин и руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Говорили о  качестве подготовки специалистов, уровне образования среднего специального и высшего, про систему его оценки.

— В регионе реализуется национальный проект «Наука», — отметил Глеб Никитин. — В его рамках создаём научно-образовательный центр. Он объединил промышленность, исследовательские институты, вузы. Чтобы решать задачи, поставленные президентом страны, нужны высококвалифицированные кадры. Готовят ли наши образовательные учреждения таких специалистов?

Ответит система оценки качества высшего образования, в том числе в сравнении с зарубежными странами.

— Есть определённые разночтения между учебными программами и требованиями производства, — считает Сергей Кравцов. — И система оценки поможет привести всё в соответствие. Думаем, что проект, который запустим в Нижегородской области, станет отправной точкой для внедрения опыта на федеральном уровне.

По мнению губернатора, система оценки качества образования неизбежно повлечёт за собой модернизацию колледжей и вузов. Им придётся переходить на программы, ориентированные на практику, гибкие и индивидуальные. Вместе с тем, повысить качество подготовки специалистов без перевода материально-технической базы вузов и техникумов на современные рельсы, внедрения цифровых технологий, невозможно.

— Планируем вести работу в системе — от подготовки специалиста до его трудоустройства, — подчеркнул Глеб Никитин.

Критерии, на которых будет строиться оценка качества профессионального образования, предложат и работодатели региона. Основа для такой системы заложена в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области.

Совет для карьеры

Уж если речь зашла о трудоустройстве, то в помощь другой национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». Если заглянуть в его паспорт, то там среди ключевых задач значатся создание средних и крупных предприятий несырьевых отраслей экономики. Следовательно, новых рабочих мест. И опять же на первый план выходит уровень подготовки кадров. Найдутся ли специалисты, способные работать на современном оборудовании?

Если нет, то в области создана система ресурсных центров, где можно повысить уровень профессионализма, пройти переподготовку. Такой же путь могут предложить и в службе занятости. Кстати, нижегородская — вошла в число 16 регионов, где реализуется федеральная программа «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда». Она является частью национального проекта и подразумевает, в том числе, модернизацию центров занятости. Туда придёт новое оборудование, а вместе с ним возможность внедрения инновационных технологий.

Преобразование начнётся с областной службы занятости, а затем коснётся муниципальных учреждений. В результате изменится подход к работе с клиентами. Им будут не только предлагать трудоустройство, но и расскажут о возможности переобучения и смены специальности в соответствии с потребностями рынка труда, дадут советы по поводу того, как грамотно построить карьеру, проведут консультации по организации своего дела.

Юлия БОРИСОВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Только цифры

Система образования Нижегородской области включает:

915 школ

77 вузов и ссузов, готовящих по

64 профессиям и

112 специальностям

Тем временем

В регионе 11 тысяч учеников 6-11 классов прошли онлайн-тестирование по профориентированию в рамках программы «Билет в будущее». Она реализуется в стране по инициативе президента. Нижегородская область стала одной из 36 территорий, где ребятам помогают определить круг профессий, которые им подходят.

Тестирование — первый этап. По его итогам каждому ребёнку рекомендуют принять участие в следующем: ознакомительном, вовлечённом и углублённом. Первый подразумевает проведение классных часов, встреч с представителями той или иной профессии, семинары, игры. Затем школьники побывают в вузах и колледжах, торгово-промышленной палате. Работу планируют вести по шести направлениям: промышленность, транспорт, энергетика, сельское хозяйство, IT-коммуникации, умный город. На следующем этапе ребятам предстоит самим попробовать себя в роли графических дизайнеров, археологов, электромонтажников, врачей, кондитеров, журналистов, продюсеров, туристических агентов, сантехников.