АРОМАТЫ ПЕРЕЕХАЛИ
Возмущение дачников подтолкнуло к изменениям
А деревня-то пахнет навозом
Мы познакомились с павловчанами Ольгой Сорокиной и Сергеем Кривдиным пять лет назад, когда они уже обжились на новом месте — в Созонове Сосновского района. В ту пору они только что достроили дом — самый красивый в деревне, а рядом — животноводческие помещения, где сначала выращивали свиней, потом завели коров и птицу.
Они удивили нас при первой же встрече: о пережитых трудностях — с юмором, о будущем — с оптимизмом. А ведь поначалу даже близкие и друзья вообще не верили в эту затею с сельским хозяйством. Впрочем, они и сами тогда еще не имели об этом никакого представления: она — экономист по образованию, он — шлифовщик на заводе.
Первую корову приобрели, чтобы выпаивать поросят.
Ольга не то что доить — приближаться к ней боялась. Научили односельчанки. Позднее ей не раз пришлось пасти стадо — найти надежного пастуха оказалось непросто. Сами косили. И дойку не доверяли никому. Справиться с большим подворьем помогали сын и дочь.
Помню, как фермеры восторженно рассказывали о деревенской жизни, нахваливали соседей, которые брали у них молоко и навоз, и делились грандиозными планами о строительстве более просторной фермы и увеличении поголовья. С реализацией мяса и молока трудностей у них не было.
Проблемы начались, когда дачников стали раздражать шумные гуси и супругам пришлось нарушить поголовье. Потом разгорелся конфликт из-за запаха навоза с фермерского подворья.
Последний раз мы были в Созонове два года назад после визита Роспотребнадзора, представителей комитета по экологии и журналистов с телевидения, которые приехали практически друг за другом по жалобе дачников. К тому времени в фермерском хозяйстве уже насчитывалось 50 голов крупного рогатого скота и 25 свиней.
Так получилось, что супруги не успели осенью убрать навоз в конце огорода из-за затянувшихся дождей, весной им снова помешала погода. Вот из-за этой навозной кучи и разразился скандал, затянувшийся на целых два года. Проверяющие организации не оставили КФХ в покое — предъявили огромный штраф. Супруги начали задумываться, чтобы перевести хозяйство в другое место.
Нет скотины — будет борщевик…
Нынешним летом в Созонове разразился новый скандал и снова по жалобе дачницы приехали тележурналисты.
— В сюжете по телевидению прозвучало, что нам выделили землю под строительство дворов, мы якобы получили грант на эти цели, а дворы не построили, — рассказывает Ольга Сорокина. — В действительности нам дали грант на приобретение скотины и техники, а вся наша земля — муниципальная собственность, мы взяли ее в аренду и используем для сенокоса, заготовки кормов. Мы вправе подавать в суд на телекомпанию за искажение информации.
Заведующая сектором организации сельскохозяйственного производства управления сельского хозяйства Сосновского района Ольга Воронцова поддерживает фермеров.
— Хозяйство вело свою деятельность по месту регистрации, это давало им дополнительные балы для получения гранта, — говорит она. — У них был план развития, который они выполнили, но начались проблемы с населением. Вообще в последнее время дачники просто терроризируют владельцев подворий, заставляя уничтожать скот. Недавно подобный случай произошел в Селитьбе, где дачники устроили скандал из-за коровы, проходившей мимо их дома, дело дошло до суда. Многодетная семья, которая держит хозяйство, уже думает расстаться с кормилицей. Другим мешает разросшийся борщевик. А ведь всё закономерно — нет скотины, участки зарастают борщевиком, у домов уже можно увидеть змей — всё взаимосвязано.
Между тем в Роспотребнадзоре к фермерскому хозяйству предъявили жесткие требования. Речь шла о закрытии КФХ…
Подарок судьбы
Едем в Бараново, где теперь находится хозяйство супругов.
— Два года мы искали помещение, чтобы покончить с жалобами, — вспоминают они. — Нам предлагали то голые участки, то здания без окон и дверей, которые надо было довести до ума. Причем с заоблачными ценами. И вот теперь, наконец, закончились наши муки.
Они выкупили бывшие совхозные фермы — не полуразрушенные, а отремонтированные и оснащенные современным оборудованием. Прежний собственник вложил немало средств в реконструкцию животноводческих помещений, но спустя несколько лет дела у хозяина пошатнулись — начались трудности с реализацией продукции, кадрами, получением кредитов, поэтому он решил всё продать.
Новые хозяева перебрались сюда месяц назад. До сих пор с ужасом вспоминают, как вели животных.
— Перед речкой они впали в ступор, и если бы не мужики с совхозным опытом, не знаем, как бы мы справились, — рассказывает супруги. — Телята устали в пути, падали — и ни с места. Пришлось грузить в «уазик». А когда к вечеру переправились в Бараново, долго не могли собрать стадо — коровы разбежались в разные стороны, не хотели идти в калду. Намучались…
В четырех просторных дворах всё сделано основательно, на совесть. Пока нет электричества, но этот вопрос решается.
— На новом месте мы начинаем не с нуля, — говорит Ольга Владимировна. — Приобрели комплекс, где есть холодильник, транспортеры навозоудаления, доильная установка. А в Созонове был всего один доильный аппарат. Здесь всё автоматизировано, у нас есть даже пушка, которая выбрасывает навоз на несколько метров и не замерзает зимой. И всё это за разумную цену. Подарок судьбы за мои слёзы.
Заходим в основной двор с молокопроводом. Здесь животные будут зимовать. Сейчас стадо в 50 голов в летнем лагере, где и организована дойка.
Повезло фермерам и с работниками — подобрались ответственные люди.
— Доярка Лариса Абрашина из Сурулова не подводит нас, — хвалят они. — Мы ей скутер купили, чтобы добираться до фермы.
Есть на новой ферме и помещение для летней дойки с десятью доильными аппаратами. Только прохудившуюся крышу придется заменить.
Молочный танк, рассчитанный на четыре тонны, практически новый.
— Мы даже мечтать о таком не могли, — признается Ольга Сорокина. — Я очень довольна и не вспоминаю, что ещё недавно было желание всё бросить и закрыть КФХ. Спасибо за поддержку Ольге Валентиновне Воронцовой и юристу Нине Валентиновне Юриной, без них даже не знаю, что делала бы.
В планах фермеров — увеличение поголовья до 200 голов. В животноводческих помещениях они планируют установить видеонаблюдение.
— Еще надо с борщевиком разобраться, — говорит Сергей Александрович. — Месяц назад за фермой сгреб ковшом, но он опять вырос.
Борщевика на территории фермы действительно полно — разросся выше человеческого роста за два года, что пустуют дворы. Прежде с ним боролись бараны, которых разводил бывший фермер — они с удовольствием лакомились «ядовитым сорняком». Так что действительно всё взаимосвязано…
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.
Сосновский район.