БЕЛОЕ ДОЛЖНО ВЗЯТЬ ВЕРХ

Молочному рынку нужны ясные горизонты

В прошлом номере мы рассказывали о создании Нижегородского молочного союза и первом общем собрании организации. Там обсуждались многие актуальные для отрасли вопросы — состояние и перспективы рынка, уровень закупочных цен, борьба с фальсифицированной продукцией. Сегодня поговорим подробнее о главных темах, как обещали читателям.

Спасибо лидерам

За первое полугодие производство молока в области выросло. Прибавку обеспечили ведущие сельхозпредприятия и фермеры, она перекрыла спад валового надоя в других хозяйствах. Под другими надо подразумевать личные подворья жителей, отстающие предприятия, а также — канувшие в Лету.

На подворьях много лет наблюдается снижение поголовья коров и, как следствие, уменьшение выхода продукции. Сокращение молочного стада происходило также в коллективных хозяйствах, но в последнее время проблема усугубилась. Ряд предприятий прекратили деятельность, либо находятся близко к тому. В итоге количество бурёнок в общественном секторе снизилось почти на 4 процента. Понятно, что надои у отстающих были невелики, но лидерам непросто восполнять потери, тем более обеспечивать прирост.

Число проблемных хозяйств увеличилось не случайно. Одних перестали буксировать крупные холдинги, другие по каким-либо причинам остались без толковых руководителей, третьих растащили по частям разного рода дельцы.

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов ещё в прошлом году обратило внимание на ситуацию. Началась работа с районами с целью максимально сохранить стадо. Где-то коров передавали в более сильные хозяйства, каким-то предприятиям срочно подыскивали инвесторов, кому-то из местного начальства устраивали разбор полётов. Не сделай этого — положение могло оказаться совсем не радостным.

Глава минсельхозпрода Николай Денисов тогда обратил внимание на вопрос преемственности руководителей. Он отметил, что председатели хозяйств заранее должны заботиться о достойной смене. В этом случае у руля предприятия не окажутся случайные люди. Сейчас министерство стало учитывать необходимость преемственности при выстраивании кадровой политики в агропромышленном комплексе. Тем более, положительные примеры есть как в хозяйствах, так и на предприятиях переработки.

По большому счёту

Средняя закупочная цена на сырое молоко в регионе составляет 22,3 рубля за килограмм. Как сообщает начальник отдела животноводства минсельхозпрода Мария Самсонова, это на 11 процентов выше прошлогоднего показателя за август. Цифры, по данным ведомства, являются одними из самых высоких по сравнению с ценами в соседних регионах.

Правда, общероссийский уровень несколько выше.

— В среднем по стране килограмм сырья оценивается в 24 рубля, — говорит генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артём Белов.

Он считает, что ограничения на поставку продукции из-за рубежа сыграли положительную роль для отечественных производителей. Россия начала использовать этот метод защиты рынка в 2014 году. С тех пор количество импортной продукции на прилавках значительно сократилось. Её замещают товары наших переработчиков и пищевиков. Стал расти спрос с их стороны на сырое молоко, вслед за ним — закупочные цены.

Конечно, бывают сезонные колебания, перепады цен по различным экономическим причинам, но рост всё-таки стабилен. Такова оценка Артёма Белова. Причём ситуация с закупочными ценами изменила взгляд экспертов на подходы к молочному животноводству. Ещё пять лет назад считалось, что будущее — за крупными комплексами с высокопородным скотом зарубежной селекции. Только так, дескать, можно обеспечить низкую себестоимость и хорошую доходность производства.

— Сейчас закупочные цены позволяют вести прибыльное хозяйство даже во дворах старого типа, — поясняет гендиректор «Союзмолока». — Достаточно проводить реконструкцию по мере возможностей. Для пополнения стада вполне годится свой ремонтный молодняк. Правильность такого подхода доказывают, например, в Кировской области…

От себя заметим, что многие хозяйства Нижегородской области тоже идут по такому пути. Они есть во всех трёх климатических зонах — южной, северной, центральной. В этих предприятиях разумно сочетают давний опыт, современные возможности и просто крестьянскую сметку.

Это не значит, что стройку больших комплексов надо прекратить. Но тенденция такова, что рынку нужны и крупные, и средние, и мелкие производители.

Куда пойти за спросом

Существует медицинская норма потребления молока и продукции из него. На сегодняшний день в нашей стране она составляет 325 килограммов в год. Фактически же средний россиянин потребляет 250 кг. Кажется, молочный рынок имеет возможности для дальнейшего развития — до нормы ещё далеко. Но показатель кардинально не меняется на протяжении десятка лет.

Его движение сдерживает невысокая покупательская способность потребителей. По информации «Союзмолока», 10 процентов самых богатых жителей России потребляют 335 килограммов в год, столько же самых бедных — менее 160 кг.

— Сдерживается внутренний спрос и по причине убыли населения, — добавляет директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. — Поэтому сейчас государство говорит о необходимости наращивания экспорта…

По законам экономики, предприятия должны вести расширенное воспроизводство. Это подразумевает увеличение объёмов выпуска продукции, но куда девать излишки? Экспортные поставки могут помочь в решении вопроса. Они поддержат стимул молокозаводов к развитию и, опять же, нормальный уровень закупочных цен на сырое молоко.

Параллельно, уверены эксперты, государство должно стимулировать внутренний потребительский спрос, то есть повышать доходы россиян.

— Что касается экспорта, не следует замахиваться на европейские или американские рынки, — продолжает Михаил Мищенко. — Надо увеличивать присутствие в дружественных странах Кавказа, Азии — в частности, в бывших советских республиках. При этом хорошо бы наладить беспошлинную торговлю, как реализует всему миру молочные продукты Новая Зеландия.

Изъять фальшивки

Снижение поставок в Россию молочных продуктов из-за рубежа сыграло и негативную роль. Оживились нечистые на руку производители внутри страны — начали гнать фальсификат. Он дешевле качественной продукции, поэтому быстрее захватывает рынок. Именно цена является пока основным критерием для большинства российских потребителей.

По оценке Артёма Белова, доля фальсифицированных молочных продуктов выросла за 5 лет с 12 до 27 процентов. Их нельзя назвать отравой, но польза сомнительна. Выпуск таких молочных товаров ведётся с нарушением различных норм. В частности, животный жир заменяется растительным. Для этого используется пальмовое масло. В нём большая доля насыщенных жиров, потреблением которых лучше не злоупотреблять.

Фальсификаторы выдают продукт за натуральный. Точнее, выдавали до недавнего времени. Сейчас государство обязало производителей чётко указывать на упаковке состав того, что за ней спрятано. Но специалисты считают, мошенники сумеют обойти это требование.

Поживём — увидим. Пока же проблема остаётся острой. Она вызвала наибольший резонанс на собрании Нижегородского молочного союза. Представители известных в регионе перерабатывающих предприятий возмущены тем, что нет управы на жуликов. Те продолжают тёмное дело с белым продуктом.

Участники собрания договорились, что активизируют работу по выявлению недобросовестных производителей. Артём Белов обещает всячески содействовать.

За год в России продаётся молочного фальсификата на 70 миллиардов рублей. Если прикрыть конторку, освободится обширная ниша для нормальных предприятий. Это тоже может открыть молочному рынку хорошие перспективы.

Словом, белое должно взять верх над тёмным.

Александр СИНИЦЫН.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

На снимке: Наш продукт — точно без пальмового масла

Только цифры

322 тысячи тонн молока за полгода произведено в хозяйствах всех категорий Нижегородской области

2,2 процента составил рост по сравнению с первым полугодием 2018-го

282 тысячи тонн молока произвели за полгода сельхозпредприятия и фермерские хозяйства

4,3 процента составил рост производства по сравнению с первым полугодием 2018-го