07.09.2011

Будут живность, сады, огороды

ПОЗНАКОМИЛ я с мнением Александра Крылова некоторых жителей села Хрипунова. И вот что они говорят по поводу проблемы, затронутой в статье.
Любовь Козлова, 45 лет, работник ветеринарного пункта:
— Жить в деревне без коровы невозможно. Ведь это не ток и не цеп, а кормилица, живая фабрика, производящая целебный, питательный продукт. Настоящий житель деревни всегда держал корову и будет держать. И в Хрипунове, кстати, сейчас не две-три коровы, как в селе Николай Дар Лукояновского района, а 70, правда, было 120 и даже 140. А снижение интереса к содержанию коров объяснить можно просто: нет рынка сбыта. Заезжий перекупщик платит по 9 рублей за литр, то есть трехлитровая банка стоит 27-30 рублей. Это цена?! Себе в убыток.
Эдуард Сегин, 37 лет, заместитель председателя колхоза по хозяйственной части:
— В магазине литровый пакет молока продается за 40-60 рублей. А разве можно сравнить это молоко с настоящим?
Надежда Швецова, 50 лет, учитель Хрипуновской средней школы:
— Без коровы не мыслю жизни в деревне. Правда, и тяжело, и хлопотно. Но со своим молочком всегда сыты. А то, что молодежь не хочет содержать корову якобы из-за трудностей, без выходных, отчасти правда.
Но не это главное, — продолжает Надежда, — я согласна с Любой Козловой в том, что государство перестало принимать молоко. Ведь до 1990-х, до этой суматошной рыночной торговли, молоко у населения закупало райпо и сдавало на местный молокозавод. Цена была приемлемая. Кроме того, за каждый сданный литр райпо выделяло 1 кг комбикорма. Некоторые жители Хрипунова сдавали от одной до  трех тонн молока. Содержать корову было выгодно.
Любовь Козлова:
— А сейчас, действительно, держать корову экономически не столь выгодно: траты в год набегают до 20000 рублей. Если бы была организована закупка молока у частников и цена была хорошая, я бы держала и двух коров. Да и многие жители села, и молодые, и пожилые, уверена, с коровой никогда бы не расстались.
Лидия Куликова, 40 лет, учитель:
— Муж работает в колхозе. Кормами колхоз обеспечивает: и сеном, и зерном. Держу корову, откармливаем для себя поросенка. Если бы было куда сдавать молоко, мясо, могли бы откармливать поросенка на продажу и сдавать излишки молока, конечно, по хорошей цене.
Эдуард Сегин:
— Ведь что получается: откормим поросенка, теленка. Куда сдать? На базар везти хлопотно — надо клеймить, справку брать у ветврача. А это значит — везти мясо в Ардатов, только на дорогу туда и обратно уйдет 400 рублей. В райпо сдавать — цена не устраивает. Правда, перекупщик скотину сам и забивает, и клеймит, но 120-150 рублей за килограмм — слишком дешево. А на рынке то же мясо продают по 250-300 рублей. До 1990-х  выращенную скотину живьем принимал колхоз, и за хорошую цену. Деньги перечислялись на сберкнижку. Было удобно и выгодно, в каждом хозяйстве
держали скотину на продажу.
Вот так рассуждают селяне. От себя хочу сказать, что, если бы наши правители, начиная с самых верхов, ответственно занимались продовольственной проблемой, уделяли селу больше внимания, селяне завалили бы страну мясом и залили молоком. И лозунг «Покупай нижегород­ское» наполнен был бы реальным содержанием.
Года три назад говорили о создании закупочных контор в каждом районе, но только поговорили, а ничего не сделали. А те же яблоки… Почему бы в урожайный год не организовать их прием райпо, не наладить переработку. Нет, оказывается, легче привезти из-за бугра «бальзамированные», дорогие.
Об огородах. Нет, не уйдут они в прошлое. Пока жива деревня и живет в ней крестьянин-труженик, будут и огороды.
Любовь Козлова говорит: «Без огорода и жить в деревне невозможно. Хоть и хлопотно, трудоемко, но зато своя картош­ка, морковка, свекла, зелень разная, капуста, помидоры, лучок, чеснок и прочее. Да разве за всем этим набегаешься в магазин?»
В заключение скажу так:
И пусть порой спина
не гнется
И пульс подскочит
до двухсот,
Но все равно душе
неймется,
Отпустит — выйдешь
в огород.
И за работою на грядке
Забудешь хвори все свои.
И впрямь мы силу получаем
От нашей матушки-земли.
Михаил КЛОКОВ.
Ардатовский район,
с. Хрипуново.
Фото Ирины БОРОДИНОЙ.{jcomments on}