НЕ Я ЛЬ ВЕСНОЮ СЕЯЛА СИБИРСКИЙ НАШ ЛЕНОК

За что знаменитый колхоз получил орден Трудового Красного Знамени

Награда за труд

В музей трудовой славы колхоза «Красный маяк» мы пришли в поисках главной местной реликвии. Но вначале несколько слов о другом.

Музей находится на перовом этаже в здании колхозной конторы. Создавался он в 1980-е годы под руководством первого директора музея Лидии Поликарповны Чесноковой. Выставки здесь посвящены истории хозяйства, его труженикам, участникам Великой Отечественной войны. Хранится много старинных вещей, связанных с крестьянским бытом. Все предметы принесли сюда жители деревни, многое собрали школьники. Можно сказать, что это по-настоящему народный музей, собранный руками тех, кто жил и работал на территории «Красного маяка».

Для сельхозпредприятия и людей, которые в нём трудятся и трудились, главная реликвия — это орден Трудового Красного Знамени, которым хозяйство было награждено в 1940 году. На стенде увеличенный макет ордена и грамота, которая к нему прилагалась. Сам же орден, как и положено большой ценности, хранится в сейфе у председателя сельхозпредприятия Николая Рязанова. Он нам его показал. Награда легко помещается на ладони, но увесистая, выполнена в виде шестеренки, на которой изображены серп и молот в окружении колосьев, советский флаг. По размеру орден небольшой, но значение его велико: за ним большой крестьянский труд.

Орден хозяйство получило за выращивание льна. Вот что написано в грамоте: «Президиумом Верховного совета СССР за выдающиеся успехи в подъеме сельского хозяйства и за перевыполнение показателей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в течение двух лет, за 1937-1938 года, награждает колхоз «Красный маяк» 1-го Кумохинского сельского совета Городецкого района Горьковской области орденом Трудового Красного Знамени».

Выручил в тяжелые годы

Колхоз «Красный маяк» возник в деревне Матренино в 1929 году. Вскоре к нему присоединился еще один колхоз — «Рассвет» из Кумохина. Лён был традиционной для этих мест культурой, здесь его выращивали испокон веков — на бедных северных почвах он хорошо растет. Уже через несколько лет после образования колхоз стал получать большие урожаи, за что и был удостоен ордена, которым награждали за выдающиеся трудовые достижения. Мало того, именно лён выручил «Красный маяк» в тяжелые послевоенные времена.

В 1951 году председателем «Красного маяка» выбрали участника Великой Отечественной войны Ивана Железова, будущего легендарного руководителя колхоза. Тогда ему было 27 лет, только что заочно окончил плодоовощной факультет Горьковского сельхозинститута. Хозяйство ему досталось слабым, до него постоянно менялись председатели. Коров тогда буквально подвешивали на веревках, чтобы они не падали от слабости: кормить было нечем. Иван Железов поехал советоваться к известному председателю колхоза имени Тимирязева Ивану Абрамовичу Емельянову. Тот сказал: «Собери людей, выслушай их, они тебе будут помогать». Железов так и поступил. Одним этим смог воодушевить людей. А чтобы поднять хозяйство, колхозники решили снова заняться льном, и у них это получилось.

В 1977 году за высокие достижения колхоза Иван Порфирьевич Железов получил звание Героя Социалистического Труда. Переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК комсомола за победу в социалистическом соревновании с 1975 по 1987 год вручалось сельхозпредприятию одиннадцать раз. Колхоз был одним из лидеров в растениеводстве на севере области и гремело на всю страну. Выращивали пшеницу, ячмень, картофель, овощи, но и лён своего значения не терял.

В 1937 году здесь был образован государственный сортоиспытательный участок. В музее сохранилась записать о максимальных урожаях льна-долгунца, которые получали на сортоучастке: например, в 1958 году с одного гектара собрали почти 89 центнеров, а в 1978 — 82 центнера.

— Ключевой культурой лён в хозяйстве был до 1980-х годов, — вспоминает бывший главный агроном «Красного маяка» Фёдор Васильевич Цветков. — Долгое время он давал самую большую прибыль с гектара.

В синеве полей

В музее отдельная экспозиция, посвященная льну: представлены всевозможные крестьянские инструменты, которые в прошлом использовались для обработки льна — льнотеребилка, льномялка, льнодралка, колотушка для выбивания льняных коробочек. Можно увидеть, как выглядит льняная солома, льноволокно.

— Труд ручной, — рассказывает в прошлом бригадир колхоза «Красный маяк», а сейчас заведующая музеем трудовой славы сельхозпредприятия Лидия Ивановна Крюкова. — Когда приходило время, лён теребили, потом скирдовали — собирали в стога, чтобы просушить. Обмолачивали — получали семя. Потом расстилали на лугах, на болотах, лён вылеживался до состояния тресты. Ждали пока льноволокно будет хорошо отделяться от костры — так называют льняную оболочку.

Известно, что в старину обработкой льна занимались только женщины, работа была тяжелая и кропотливая. Лён мяли на льномялках, трепали, чесали. Ценилось длинное волокно. Его пряли, скручивали в нитки, потом ткали. В старину все части растения шли в дело: из волокна в итоге получались нитки и ткань, из семян — масло и посевной материал, из костры — подстилки для животных.

Конечно, позже для уборки и обработки льна применяли специальную технику. Льносолому, которую получали в колхозе, поставляли на льнозавод, куда свозили сырье со всего района. Так было до 1990-х годов, когда экономика льнозавода рухнула, им стало невыгодно заниматься. Последние 50 гектаров льна в «Красном маяке» посеяли в 2000 году, после этого его исключили из севооборота. Колхоз занимался этой культурой 70 лет, но потом ее время вышло. Стоит ли об этом грустить? Наверное, да.

Люди, которые видели, как цветут льняные поля, говорят, мало что увидишь прекраснее: кажется, будто это море колышется или глубокое летнее небо опрокинулось на землю. У тех, кто выращивал северную культуру, эта синева до сих пор стоит перед глазами, отпечаталась в сердце.

— Льняное поле красиво всегда, — говорит Лидия Ивановна. — И когда появляются первые всходы, и когда оно цветет синим цветом, и даже после уборки — земля остается чистой, ровной. А еще лён слышно: его коробочки издают легкий, ни с чем не сравнимый звон. В прошлом женщины ходили на поля и слушали лён, по звуку определяли, пора ли его убирать.

Лидия Ивановна рассказала о своей первой встрече со льном. Она приехала в Серково, в «Красный маяк» с севера, и никогда лён не видела.

— Любила собирать полевые цветы, — воспоминает она. — Шла по дорожке вдоль поля и заметила голубой цветок, думаю, на обратном пути сорву. Иду назад, нет его. Куда пропал? Было так и в следующий раз. Потом я узнала, что это лён — рано утром его цветки видно, а потом, ближе к полудню они закрываются, прячутся.

Лидия Крюкова поет в колхозном ансамбле «Калинушка». Его возродили в 2013 году, сейчас в нём девять участников. Недавно коллектив получил диплом 1-й степени на Всероссийском конкурсе «Арт-покорение вершин». Одна из любимых песен ансамбля — «Не я ль весною сеяла сибирский наш ленок», ее поют на праздниках, на объезде полей. Есть там такие слова: «Куда меня знакомая дороженька ведёт? На полюшко широкое, туда, где лён цветёт». Эту цветущую красоту сейчас мало где встретишь, но всё-таки лён и всё, что с ним связано, — часть местной культуры, и орден Трудового Красного Знамени за выращивание льна остаётся здесь главной реликвией.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Городецкий район.

#газета #землянижегородская #городец #орден #реликвия