МЕХАНИЗАТОР ИДЕЙНОГО ПРОФИЛЯ

Как смекалка выводит в лидеры

Сейчас такой трактор можно увидеть разве что в музее или на постаменте — оказали честь, сделали памятником. Но после Великой Отечественной войны СТЗ — знаменитый «Сталинец» — был главной рабочей лошадкой на полях страны. Именно такая машина досталась Александру Дмитриевичу Зернову. Без крыши, с железными колёсами (резиновые покрышки в комплект не входили). Вместо удобного водительского кресла что-то типа табуретки. Покажи такой трактор нынешним механизаторам, пожалуй, и близко не подойдут, не то что работать станут. А 18-летнему Сане Зернову машина казалась верхом инженерной мысли.

Сколько себя помнит, всегда тянуло к технике. И в Семёновском районе, где прошло его детство, интересовался устройством всевозможных механизмов, и позже, когда переехали в лысковскую деревню Перелетиха, заглядывался на редкие образцы отечественного автомобилестроения, доходившие до села. Окончил 6 классов — и подался на обучение к механизаторам в МТС.

Науку обращения с трактором постигал тайно, ночами. Колхоз, в котором Александр в то время уже работал, не отпускал. Договорился с братом, тот подменял на трудовом посту, а Саша в это время учился управлять машиной.

— И нравилось, и была возможность получать настоящие деньги, — вспоминает Александр Дмитриевич. — В колхозе-то тогда зерном зарплату выдавали, а в МТС — как положено.

Четыре года прошло, и технику из машинно-тракторных станций передали в хозяйства. Так, в 1956 году, Александр Зернов стал механизатором колхоза «Россия». С СТЗ пересел на ДТ-54, потом освоил ДТ-75, затем мощный ДТ-130.

— И поля пахал, и дороги строил, и снег чистил, и лес из-за Волги возил, — вспоминает. — Чего только за 40 лет не делал.

Перед нами газета «Приволжская правда» за 1977 год с портретом Александра Зернова. Под снимком подпись: «Работает творчески. Много вносит рационализаторских предложений. Ежегодно добивается наивысшей выработки на гусеничном тракторе».

— В качестве удобрения вносили в ту пору аммиачные воды, — рассказывает механизатор. — Доработал устройство, и при развороте трактора жидкость не выливалась. Ещё придумал, как сделать, чтобы борона на возвышенностях приподнималась. Вроде пустяк, а зубья агрегата дольше не снашивались. Доработал механизм, чтобы после заделки поля не только плуг, но и борона поднималась. Так и по дорогам ездить удобнее, и горючее экономилось.

На столе Александра Дмитриевича приличная стопка почётных грамот, благодарностей, наград. Вот вымпел, который вручили как лучшему трактористу. Это дипломы, свидетельствующие о том, что Зернов становился в 1976 и 1977 годах победителем социалистического соревнования. И тут же самая ценная награда — орден Трудового Красного Знамени.

— Получил его за свою работу, — просто говорит Александр Дмитриевич.

Что тут ещё добавишь? Разве воспоминания о том, как ночами запасали сено. То лето выдалось на редкость дождливым, небо будто прохудилось — не заштопать. Поля превратились в болота, техника вязла. А Зернова как раз назначили бригадиром кормозаготовителей.

— День выстоял без осадков, — рассказывает. — Сена накосили, оставили подсушиться. Время за полночь, слышу, дождь собирается. Бросился мужиков будить: вставайте, помогайте, надо корма спасать. Завёл свой мотоцикл, на тракторе не проехали бы, и в поле. Чуть успели сено перевезти, как обрушился ливень. План по заготовке кормов тогда выполнили с большим трудом.

Ночью же приходилось убирать и кукурузу. Но это уже в другом году было, тогда погода, наоборот, благоприятствовала крестьянам. Южная культура вымахала под четыре метра высотой. Колхозники на уборку с топорами выходили, рубили кукурузу, будто тростник.

— Председатель узнал прогноз погоды и обратился с просьбой, мол, мужики, у нас всего сутки, чтобы урожай собрать, а то дожди польют, в поле не попадём, — вспоминает ветеран. — Утром, как положено, стол накрою.

Как не уважить председателя. Зернову доверили работать с прицепным кормоуборочным комбайном. Мощностью и производительностью агрегат значительно уступал нынешним моделям, но всё быстрее, чем топором рубить. Едет ночью по полю, носом клюёт, в сон клонит. Председатель увидел, говорит, надо бы Дмитрича ремнями к креслу привязать, чтоб из кабины не выпал — пошутил. А утром и правда дождь пошёл. Но механизаторы не расстроились. Председатель сдержал своё обещание.

Александр Дмитриевич перебирает в памяти события, выстраивая хронологию своей жизни. Как-то при строительстве дороги нашёл клад. Срывал землю и наткнулся на берёзовый бурак — это такой круглый короб из бересты. Открыл его, а он полон пятаков, бывших в ходу в VIII веке. Передал находку председателю, а тот отвёз монеты в Лысковский музей.

— Я ведь нигде больше не работал, только на тракторе, — говорит. — И не любил, когда бригадиром назначали, отказывался. Так до пенсии и дожил.

Но и тогда без дела не сидел. Увлёкся пчеловодством — по чистой случайности. Родственник привёз два улья, разместил их в огороде. С них началась пасека. Правда, поначалу насекомых боялся, но потихоньку освоился. И хозяйство разрослось до 50 пчелиных домов.

— Соседку научил с насекомыми управляться, — рассказывает Александр Дмитриевич.

И сейчас советом помогает. С Валентиной Чертановой встречаются часто. Она социальный работник и ухаживает за Александром Дмитриевичем. Здоровье его стало подводить, из дома в последнее время почти не выходит. Каждую субботу приезжают дочери, теперь они занимаются пасекой. И зовут отца к себе, в Нижний Новгород. А он отказывается.

— Куда я из родной деревни? — спрашивает. И тут же отвечает: — Никуда.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

Лысковский район.

От души

Летом Александр Дмитриевич Зернов отметил 85-летие. С юбилеем его поздравили сотрудники управления сельского хозяйства Лысковского района. Привезли подарок и благодарность. Её ветеран заслужил своим трудом.

#газета #землянижегородская #лысково #зернов #тракторист #награда