СЫР ВАШЕМУ ДОМУ

Можно ли начать дело без стартового капитала?

Есть ли экономический смысл начинающему небольшому личному подсобному хозяйству делать упор на продажу собственного молока, если по соседству с колёс ведёт торговлю крупный молокопроизводитель в лице сельхозпредприятия? Михаил Баринов из Воскресенского района считает, что нет.

— Продавать молоко в чистом виде мне просто невыгодно, разве могу я составить конкуренцию колхозу, у которого объёмы несравнимо выше? — рассуждает он. — К тому же местным жителям трудно объяснить, что продукция высокого класса полезнее и вкуснее, ведь нужда заставляет их экономить. Исходя из этого, сразу настроились на создание линии переработки по выпуску молочной продукции, в первую очередь сыра. Пробовали открыть магазинчик, но дивидендов не получили, практика показала, что прибыль в наших краях зависит от дачного сезона — только дачники готовы платить за качество. Нужно будет искать более перспективные рынки.

Вне дачного сезона

Михаил Баринов вырос и жил в Нижнем Новгороде. Занимался бизнесом — строительством, оказанием транспортных услуг и прочим. Десять лет назад семья купила дом в деревне Трифакино, чтобы отдыхать от городской суеты в тихом оазисе настоящей русской природы, освящённой чистыми водами Светлояра. Имея троих детей, Михаил с женой Марией решили полностью окунуться в сельскую жизнь — растить ребятишек в экологически чистом районе, вдалеке от пагубных соблазнов улицы. Завели коз, подняли приусадебное хозяйство, и в этих заботах незаметно пролетел год. Но тут подоспело очередное пополнение семейства, поэтому на время пришлось вернуться в город.

В мае 2018-го Бариновы уже вшестером снова обосновались в Трифакине. Михаил закрыл все дела в Нижнем Новгороде, чтобы теперь не разрываться между городом и деревней. Однако большую семью нужно кормить. Появилось личное приусадебное хозяйство.

— Были мысли сразу же зарегистрировать КФХ, а потом идти на областной грант, но, подумав хорошенько, решили, что пока рано — сначала нужно создать хоть какую-то инфраструктуру да и практического опыта поднабраться, — рассказывает глава семьи. — Крестьянских корней у меня нет, на земле работать раньше не доводилось, пришлось выискивать информацию из книг и интернета, советоваться с профессионалами. Большую помощь в этом до сих пор оказывает районное сельхозуправление. Почему сыроделие? Сыр — товар длительного хранения, не портящийся, значит, продукцию можно по нескольку месяцев придерживать в ожидании более достойной цены. Его легко транспортировать, что позволяет нам ориентироваться на Нижний Новгород, где покупательская способность и спрос на натуральные продукты намного выше, а в идеале — и на Москву…

Гектар на корову

Для начала Бариновы обзавелись двумя коровами чёрно-пёстрой породы. О том, что швицкая даёт более жирное молоко, максимально подходящее для производства сыра, узнали только потом, углубившись в теорию. Но при воспроизводстве будущего стада решено было использовать быка именно этой породы. В итоге недавно на свет появились два телёнка — бычок и тёлочка, даже внешне больше похожие на швицов. Однако Михаил по неопытности совершил ещё одну ошибку — покрыл быком обеих коров, поэтому те одновременно ушли в запуск, оставив хозяина на долгий срок без надоев. Хоть производство сыра пока не запущено в коммерческом масштабе и обеспечивает только семейный стол, молоко всё же является ощутимым источником дохода, из него Бариновы делают на продажу кефир и даже сгущёнку.

А вот при серьёзном занятии сыроделием такие перебои грозят большими убытками, ведь сырья нужно много. К слову, для производства одного килограмма любимого деликатеса требуется до десяти литров молока. В среднем это обходится производителю в 500 рублей. Прибавим сюда сычуг, необходимый для стабильного преобразования молока в сыр, тем самым поднимаем себестоимость ещё на 20 процентов. А ведь также следует учесть расходы на газ, на котором варится продукт, ну и само хранение требует ресурсов. Как считает Михаил, при таких издержках производства килограмм натурального сыра должен стоить не менее тысячи рублей. И это ещё не так дорого, в той же Москве цена в разы выше.

Бариновы пока экспериментируют с рецептурой, отрабатывают технологию. Приступить к реализации ещё нет возможности, хотя бы потому, что не решён вопрос с хранением. Единственный холодильник потребляет слишком много энергии, использовать его нерентабельно. Чтобы исправить ситуацию, Михаил начал рыть под домом большой погреб, к августу работы должны быть закончены.

Другой важный вопрос, который необходимо решить в кратчайший срок, — собственная кормовая база. В летний период коровы пасутся у дома на лужайке, но для долгого стойлового периода потребуется немало грубых и сочных кормов. Пока же в распоряжении нет даже земли, где их можно было бы выращивать. Приходится покупать не только добавки, дроблёное зерно и концентраты, но даже сено. Всё это тоже выливается в высокую себестоимость. Земли вокруг много, но щедрым плодородием она не обладает. Более того, значительная часть находится в запустении и, чтобы вернуть её в оборот, необходимы большие вложения. А ещё есть препятствия юридического характера, немало гектаров мёртвым грузом лежит в качестве паёв, которыми владельцы давно не пользуются по прямому назначению.

— Придерживаюсь формулы, что на одну корову требуется один гектар земли, — говорит Михаил Баринов. — Так что для нормального развития нужно сразу закладывать гектаров десять. Приобрету землю и со следующего года начну выращивать фуражное зерно. Родной брат Алексей купил дом по соседству и тоже хочет заниматься животноводством, только мясным. Для своих герефордов он сделал навес, мы могли бы временно держать животных вместе, подведя к строению электричество, чтобы установить электропастуха и качать воду, а не таскать её вручную. Появятся собственные площади — буду строить коровник подальше от дома, ведь лугов под окнами будет уже недостаточно. Возможно, вернусь и к содержанию коз, сыр из их молока тоже пользуется спросом.

Взвешенный шаг

В деле становления хозяйства участвует вся семья, даже малыши. Кормить кур, выгуливать гусей и собирать снесённые домашними птицами яйца двенадцатилетнему Ивану и девятилетнему Алексею труда не составляет, они стали настоящими деревенскими мальчишками. Когда появится возможность работать в поле, их помощь, безусловно, пригодится отцу. А там и трехлетний Макар подрастёт. Старшей дочери Валерии пятнадцать, и она уже умелая хозяйка в доме.

Ребята учатся в сельской школе в Задворке. Родители довольны, детей в классах немного, поэтому к каждому ученику подход индивидуальный, не то что в городе. Свободное время тратят с пользой. Валерия посещает драмкружок. Парни занимаются боевым самбо, каратэ, ходят в бассейн. В общей сложности тренируются девять раз в неделю. Не так давно открытый в районе ФОК даёт теперь такую возможность. Кстати, там же устроилась по специальности мама — инструктором адаптивной физкультуры. Летом ребята отдыхают в лагере, набираются сил для учёбы и труда.

— Скептически слушаю истории про тех, кто абсолютно без какого-либо стартового капитала бежит из города в деревню, чтобы начать жизнь с нуля и кормиться от земли, — высказывает мнение Михаил Баринов. — Надеяться исключительно на грант смысла нет, он всё равно не покроет всех требуемых вложений. Поэтому мы тщательно готовились к переезду. Готовились к тому, что первый год, а может, и больше, однозначно придётся работать в минус. А сколько чисто физических сил требуется. 3-4 часа трудишься утром, потом вечером, да ещё переработкой нужно заниматься. Вот вам и полноценный рабочий день. Но ведь при этом и детей растить надо, и дом содержать. Так что шаг должен быть взвешенным и обдуманным, и мы его сделали.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Воскресенский район.

#газета #землянижегородская #воскресенское #трифакино #фермер #сыр