ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ

В создании этого мира принял участие сам академик Вавилов

Многие ли знают, что в Нижнем Новгороде есть уникальный уголок живой природы — ботанический сад ННГУ им. Н.И. Лобачевского? Расположен он в районе Анкудиновского лесопарка и занимает более 35 гектаров. История сада — почти легенда, ведь у истоков его создания стоял сам академик Николай Вавилов, который предоставил первые семенные материалы, собранные им в экспедициях. Идея создать опытную площадку возникла ещё в конце 1920-х, но план окончательно утвердили только в 1934 году. Изначально тут сосредоточилось огромное хозяйство, под него выделили целых 250 га. Над проектом работали лучшие ландшафтные дизайнеры, агрономы и селекционеры. К 1941 году была собрана богатейшая коллекция флоры со всего мира. Во время войны биологи не только усердно берегли выращенные сокровища, но и активно помогали фронту, выращивая лекарственные растения и мхи для перевязочных материалов. Особенно стоит отметить уникальную работу по выведению дубового шелкопряда: армия остро нуждалась в парашютном шёлке.

Экспедиция в растительный мир

Ныне ботанический сад остаётся крупнейшей в Поволжье научно-образовательной лабораторией под открытым небом, где будущие учёные постигают на практике тайны природы. Помимо прочего здесь занимаются и реализацией полученного посадочного материала, который используется, в частности, для озеленения города. Побывать в этом оазисе могут не только студенты университета, но и все желающие. Правда, сад принимает гостей исключительно в составе экскурсионных групп, открытое посещение было бы пагубным для хрупкой экосистемы. На сегодняшний момент она представляет собой дендрарий, где содержится около 3 тысяч древесно-кустарниковых и травянистых насаждений, и оранжерею: теплолюбивым южным растениям необходимы по-настоящему тепличные условия.

В одну из экспедиций в растительный мир нашей планеты отправились и журналисты «ЗН». Их попутчиками стали самые любознательные на свете экскурсанты — дети, учащиеся воскресной школы «Спас», которых сопровождали не менее увлечённые родители. А в роли гида выступила заместитель директора ботанического сада по учебной работе Татьяна Хрынова.

Пять тысячелетий роста

— Знаете ли вы, какое растение признано национальным деревом России? Нет, не берёза, как многие, наверное, подумали, — начала свой рассказ Татьяна Рудольфовна. — Это лиственница. Её хвоя, подобно листьям, желтеет и осыпается по осени. Отсюда и пошло ее название. Основная часть наших лесов — лиственничная тайга, существующая и на севере Нижегородской области. В народе лиственницу называют «негной-дерево». Срубленные из неё избы в Сибири стоят по 200-300 лет. Здания в Венеции и Санкт-Петербурге поставлены на сваи именно из такой древесины. Известно, что лиственницы притягивают молнии, поэтому не рекомендуется сажать их рядом с домом. Лет 40 назад в нашем саду произошёл такой случай: после сильного электрического удара, поразившего ствол, боковые ветви дерева образовали новую макушку, и теперь оно само по форме напоминает молнию…

К хвойным породам относится значительная часть деревьев и кустарников дендрария. Среди них экскурсанты увидели желтоватые, сизые, пушистые, колоновидные формы, относящиеся к семейству кипарисовых. Кстати, настоящий кипарис — это вечнозелёное южное растение, которое в наших климатических условиях может жить только в оранжерее. А вот его многочисленные родственники чувствуют себя в нашей полосе прекрасно. Скажем, туя. Туя западная, растущая в ботаническом саду, родом из Северной Америки. У себя на родине диаметр ствола может достигать 80 сантиметров. Древесина прочная — не ломается, только гнётся, поэтому североамериканские индейцы выдалбливали из туи свои лодки-каноэ. Очень символично, что туевая аллея была посажена в саду в грозном 1941 году, когда история в очередной раз проверяла нашу страну на крепость.

Пожалуй, самое удивительное хвойное растение в дендрарии — тис ягодный. На Кавказе — в районе Пицунды — создана охраняемая тисо-самшитовая роща, и это неспроста. Если медленно растущий самшит пришлось оберегать, потому что его побеги элементарно вытаптывались, то тис требовал защиты от местных животноводов. Владельцы коз, коров и баранов безжалостно вырубали растение, так как оно смертельно ядовитое, а свободно пасущиеся животные поедают всю зелень без разбора. А между тем, тис — одно из самых долгоживущих растений на Земле, некоторым экземплярам уже около 5 тысяч лет. Однако тот кустарник, что встретился по пути, был посажен в 1956 году, а значит, по тисовым меркам, находится в совсем младенческом возрасте, и ему ещё радовать взоры наших далёких потомков.

Чашка кофе… на лиане

Хвойное царство ботанического сада оказалось велико: североамериканские можжевельник виргинский, сосна веймутова, сосна смолистая, тсуга канадская, а также дальневосточные маньчжурский кедр и кедровый стланик — кустарник, который любит зимовать под снегом, накрываясь до весны сугробом, будто ватным одеялом. А ещё — разумеется, родные ёлки и пихты.

Другое представленное в ботаническом саду семейство — буковые, к которому относятся каштан, а также его родственник дуб и непосредственно бук. Съедобный каштан — растение южное, наши зимы не для него, а в средней полосе растёт несъедобный конский каштан, который, надо сказать, относится к другому семейству, близок к клёну. Пробковый дуб — важнейшая сырьевая база для производства пробок из его коры. В основном оно сосредоточено в Португалии. Зато у нас на Дальнем Востоке произрастает бархат амурский, относящийся к цитрусам. Из его коры, похожей на пенопласт, изготовляют 100 наименований продукции. А ещё это прекрасный медонос. Мёд из него не засахаривается в течение 45 лет и является средством от многих болезней, в том числе от туберкулёза.

Помимо деревьев и кустарников в природе существуют вьющиеся формы — лианы, которых в ботаническом саду много видов. Одна из самых восхитительных — актинидия коломикта. Плоды этой кустарниковой лианы напоминают небольшие киви. Они съедобны. По вкусу — что-то среднее между крыжовником и земляникой. Ягоды обладают большим запасом витаминов. На Дальнем Востоке водители-дальнобойщики в засушенном виде берут их в рейсы, ведь одна ягода заменяет чашечку кофе. Сажать актинидию следует на низкой опоре для принятия ею формы куста. Если же поблизости высокое дерево или дом, растение неминуемо уползёт по ним к соседям и там отдаст плоды, ведь вполне может дотянуться до крыши даже пятиэтажного здания.

Тем временем под аккорды тёплого дождя экскурсия закончилась. По глазам взрослых было понятно, что они тоже успели ощутить нечто такое, чему, не скрывая эмоций, радовались их дети — счастью первооткрывателей, прикоснувшихся к удивительным реликвиям. Впрочем, за ним всегда можно вернуться в ботанический сад, здесь ещё есть много чего интересного.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото Натальи ДМИТРИЕВОЙ.

#газета #землянижегородская #ботаническийсад #дендрарий #ннгу #вавилов #экскурсия