КОЛОДЕЦ РАЗДОРА

Когда местная власть научится слышать людей?

Свежеустановленная дверь с золотистой табличкой, на которой чёрными буквами выведено: «Глава сельской администрации Шишкина Л.А.». Поворачиваем ручку. Закрыто. Жаль. Хотели пригласить руководителя территории на встречу с жителями Кирикова. Примерно полгода назад уже приезжали в село по жалобе людей, и вот они снова обратились за помощью. Мы подумали, что было бы неплохо, если Людмила Шишкина ответила на вопросы тех, забота о ком прописана в её должностных обязанностях.

— Да вы что, её арестовали, — вводят в курс дела жители Кирикова. — Что-то с землёй связано. А подробностей и сами не знаем, не спрашивайте.

Одно кольцо взамен другого

Первая встреча с Анфисой Ильиничной Абрамовой и Михаилом Михайловичем Юсиным случилась в январе. Они били тревогу по поводу качества колодезной воды. Когда-то в Кирикове, упоминание о котором в Писцовой книге относится к 1624 году, колодцев было множество. До XXI века дожил один. Да и тот не смогли сберечь.

Тогда люди рассказывали, как обратились в сельскую администрацию с просьбой привести источник в порядок. Деревянный сруб сгнил, воду нередко доставали со щепками.

— Но пить-то её можно было, — рассказывает Михаил Михайлович.

Администрация пошла навстречу, и вскоре рядом с колодцем появились бетонные кольца большого диаметра. Люди обрадовались — значит, ремонт не за горами. Но прочему-то вскоре на месте привезённых бетонных колец появились другие, гораздо меньшего размера.

— Сначала все удивлялись: куда прежние-то делись, почему их поменяли? — говорит Анфиса Ильинична. — А потом поняли, в чём дело: чтобы не особо мучиться, сруб разобрали только сверху, ниже уровня земли оставили всё как есть. Только уложили друг на друга бетонные кольца.

— Говорил ребятам, которые ремонтом занимались: подложите под нижнее кольцо что-нибудь, не ставьте на землю, — продолжает Михаил Юсин. — Вода должна свободно поступать, а не просачиваться. Не прислушались…

И вот результат — пить из колодца нельзя. В специализированных лабораториях делают анализ воды на мутность, запах. В этом случае можно обойтись без оборудования и реагентов, чтобы определить: всё это в кириковской водице присутствует.

Зимой жители очень просили главу администрации, пришедшую на встречу с людьми и с журналистами областной газеты, почистить колодец. Людмила Шишкина обещала. Но слова своего не сдержала.

Обращаться к президенту?

В этот раз на встречу пришли с десяток человек.

— Ещё люди хотели подойти, — говорит Таисия Сергеевна Ярахтина. — Не смогли — работа…

Качество воды с тех пор лучше не стало, только хуже.

— К колодцу только ребятишки время от времени приходят, играют, на лавочке сидят, — рассказывает Анфиса Абрамова. — Я их прогоняю. Страшно. Вдруг откроют крышку и упадут.

— Нет, Фис, не только дети приходят, — вступает в разговор Виктор Ярахтин. — Зимой как-то мужики приезжали, бутыли достали, хотели воды набрать. Зачерпнули ведро из колодца и ушли несолоно хлебавши…

А раньше о местной водице добрая слава по всей округе шла. Из Лыскова приезжали, Нижнего Новгорода… На Крещенье у колодца всегда народ был. Люди обливались, воды впрок набирали…

— В администрации нас понять никак не могут: чего, мол, никак не успокоитесь, водопровод по селу проложили. Что ещё надо? — добавляет Михаил Юсин. — А в прошлый раз, когда вы уехали, глава всё допытывалась: кто журналистов вызвал? Крепко нас ругала…

Зря. Не напрасно люди за колодец ратовали. Лето пришло, а вместе с ним жара. Дождей недели три как нет — сушь. В огородах грядки каждый день поливать надо, иначе нещадное солнце всё спалит. К тому же дети-внуки приехали, дачники… Водоразбор увеличился, кран в ответ на привычно повёрнутый вентиль часто отвечает утробным урчанием.

— Вчера в одиннадцать вечера спать ложилась, — говорит Таисия Сергеевна. — Воды не было. Раньше хотя бы из колодца на полив брали. А сейчас страшно. Запах от воды такой, что противно.

— Недавно заглянул, а там мошкары слой сантиметров семь, — добавляет Михаил Юсин. — Откуда взялась?

Для Михаила Михайловича колодец — больная тема. Когда-то они вдвоём с односельчанином рубили сруб и устанавливали его. Другие мужики помогали. Но было это несколько десятков лет назад. Сейчас Михаилу Юсину за 80, привести колодец в нормальное состояние он никак не сможет.

— У нас и колонки-то ни одной не осталось, — продолжает он. — Начались перебои с водой, куда бежать — не знаем.

— На родник под гору ходила, — рассказывает Таисия Ярахтина. — До источника добралась, а обратно меня сын с соседкой под руки поднимали.

— К кому обращаться? — задаётся вопросом Антонина Веселова. — Разве что к президенту. Жаль, прямая линия прошла. До следующей ещё целый год ждать. Без Владимира Владимировича Путина, видимо, колодец не почистить.

— Бесполезно его чистить, — машет рукой Михаил Михайлович. — Если сделано всё тяп-ляп, остаётся только исправлять. Когда колодец ремонтировали, глава администрации только раз заглянула, и то мимо шла, на собрание какое-то торопилась. Контроля не было, вот и сделали не на совесть.

По словам Михаила Юсина, а ему доверять в этом вопросе можно, чтобы колодец снова радовал сельчан чистой студёной водицей, нужно вынуть бетонные кольца, разобрать сруб, всё как следует вычистить и сложить пирамиду обратно. А пока колодезное ведро покрылось сетью паутины.

— Предлагал рядом скважину пробурить — дорого, — возмущается Михаил Михайлович. — Что ни попросим — всё дорого.

Пока в отпуске

Как мы уже говорили, дверь в кабинет главы сельской администрации оказалась на замке. Но кто-то же должен остаться на территории за главного, кому надлежит решать хотя бы текущие вопросы.

— До 15 июля глава в отпуске, — проинформировала Ольга Лазарева, специалист. — Обязанности руководителя никто не исполняет. Что будет дальше, сказать не могу. Знаете, наверное, что у нас произошло.

Знаем, жители рассказали. А вот что сказано на официальном сайте Следственного комитета по Нижегородской области:

«Следователем Лысковского межрайонного отдела возбуждено уголовное дело в отношении главы администрации одного из сельсоветов, подозреваемой в получении взятки за незаконные действия.

По версии следствия, женщина получила денежное вознаграждение в сумме 300 тысяч рублей за выдачу выписки из похозяйственной книги. Документ содержал недостоверные сведения о наличии земельного участка площадью более 2400 квадратных метров, расположенного в селе Кирикове. За выпиской обратился гражданин, чтобы зарегистрировать право собственности на этот участок.

Противоправные действия пресечены в результате слаженных действий следователей и оперативных сотрудников полиции. В ближайшее время подозреваемой будет предъявлено обвинение и избрана мера пресечения. Расследование по уголовному делу продолжается».

В общем, в Кирикове безвластие. И вопрос с колодцем опять повис в воздухе.

— Да что вы беспокоитесь, — пожимает плечами сотрудница администрации. — Две недели перебои с водой — подумаешь. Пойдут дожди, и никто про этот колодец не вспомнит. Воду-то оттуда давно уж не берут.

— Но люди же не просто так просят почистить, — пытаемся возражать мы. — Значит, нужен колодец. Да и дело-то не такое уж сложное.

— Пусть сами возьмут и почистят, — пытается поставить точку в разговоре Ольга Лазарева.

— Людям-то по 80 с лишним лет, — объясняем. — Неужели допустите, чтобы они в колодец спускались.

— У них дети есть, — говорит Ольга Александровна. — Готова даже свои деньги заплатить. Из бюджета покрыть расходы не получится, права подписи нет. Так что и принимать каких-либо решений тоже не можем…

Что ж, подождём до конца июля. Тем более, нас приглашали в Лысковский район. Будет повод вернуться.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

Лысковский район.

Проверим

Воду из кириковского колодца мы отдали на исследование в лабораторию регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний. Когда будут готовы результаты, сообщим.

#газета #землянижегородская #лысково #ситуация #экология #колодец