МЕХАНИЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ НЕ БОЛИТ

О чём рассказал старинный хронограф

Мастер сделал невозможное

Звенит звонок, и коридоры в первом корпусе Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева на улице Минина пустеют, студенты расходятся на пары. Заходим в историко-патриотический центр, который выполняет и роль музея, где хранится немало интересных экспонатов, связанных с историей технического образования в нашем городе и не только с ней. И вдруг снова раздается резкий звонок. От неожиданности даже растерялись, откуда этот громкий звук. Кажется, он идет от больших старинных часов с маятником. Но постойте, разве часы могут давать звонки, словно вот-вот начнутся лекции?

— Это не часы, а хронограф, — объясняет руководитель историко-патриотического центра НГТУ Татьяна Полянская. — Он был сделан в конце XIX века в Германии по заказу специально для Варшавского политехнического института, который был открыт в 1898 году в столице Царства Польского. Не так давно нам удалось запустить уникальный старинный механизм, и, возможно, сейчас это единственный действующий хронограф в России.

Что такое хронограф и как его использовали в прошлом, как он попал из Варшавы в Нижний Новгород, что за мастер смог восстановить эту редкую вещь? Давайте узнаем.

Татьяна Юрьевна работает в историко-патриотическом центре, а раньше в музее истории вуза, больше двадцати лет. Она помнит, что всё это время хронограф находился среди других экспонатов. Видимо, он обитает в стенах университета не один десяток лет, однако никто из мастеров не брался за его восстановление.

— Часовщики, которым показывали механизм, не знали, что с ним делать, — рассказывает Татьяна Полянская. — В 2017 году к столетию университета была открыта новая музейная экспозиция в первом корпусе. Было много гостей. Мы обращались ко всем, не знает ли кто мастера, который сможет починить старинную вещь. И такой человек наконец-то нашелся.

За реставрацию уникального аппарата прошлым летом взялся Александр Николаевич Зайцев. Сейчас он на пенсии, в прошлом выпускник радиотехнического факультета Горьковского политехнического института. Поначалу мастеру казалось, что полностью восстановить хронограф не удастся: сейчас даже нет таких деталей, которыми можно заменить утраченные. Но Александр Николаевич так увлекся работой, что некоторые из них смог изготовить сам и многое внутри поменял. Например, отсутствующий звонок он заменил на рынду, которую раньше использовали на подводной лодке — это ее звук мы слышали. Сложность реставрации была еще и в том, что обо всех функциях уникального механизма можно было только догадываться: каждая следующая деталь открывала что-то новое.

Вас приветствуют часы

Хронограф, или хронотип, по-другому — табельные часы использовали для учета рабочего времени. С их помощью отмечали, когда человек приходил и уходил со службы. В позапрошлом веке такие контрольные аппараты можно было увидеть на предприятиях и в учреждениях. В конце XIX и первой половине ХХ веков такие устройства висели на проходных и в России, и за рубежом. По сути, это старинный аналог нынешних электронных пропускных систем.

— Этот хронограф был выполнен в Германии и запрограммирован специально для Варшавского политехнического института, — рассказывает Татьяна Юрьевна. — Контрольные часы — это первое, что встречали на входе преподаватели и сотрудники, они управляли временем в институте. В каком-то смысле это были главные часы, сердце вуза.

Механическое устройство не только отмечало время прихода и ухода сотрудников, но и подавало звонки по расписанию в будни и имело отдельное расписание на субботу и воскресенье.

— Только представьте, до чего это сложный механизм, — Татьяна Юрьевна открывает стеклянную дверку хронографа, за которой скрывается циферблат с маятником, рычаги, лента, где по-немецки написаны дни недели, и другие части системы. — В нём действуют четыре программные шестерни, одна из них имеет 586 позиций, отвечающих за управление звонками!

Мы решили проделать то, что делал каждый преподаватель политеха сто с лишним лет назад: взяли карточку (раньше подобная имелась на каждого сотрудника вуза), вставили ее в отверстие в корпусе, нажали на рычаг — на табличке, испещренной предыдущими отметками, отпечаталось время. Александр Зайцев сумел воссоздать даже старинные чернила двух цветов. Он пропитал ими ленту, с помощью которой делаются отпечатки на табеле. Если работник приходил вовремя, отпечаток получался синим, если опаздывал — красным. Потом такую табличку сдавали в бухгалтерию для расчета зарплаты.

Судьбу решила война

В историко-патриотическом центре НГТУ хранятся редчайшие книги, в основном на немецком языке, старая мебель, уже ставшие антикварными личные вещи преподавателей и другие предметы, принадлежавшие когда-то Варшавскому политехническому институту. Как все они, в том числе и вузовский хронограф, более ста лет назад попали из Варшавы в Нижний Новгород? Это произошло во время Первой мировой войны.

Мало кто знает, но наш город имеет непосредственное отношение к созданию в России высших технических учебных заведений. Во второй половине XIX века промышленности, торговле, транспорту, науке не хватало специалистов, стране требовались инженеры. Так, по переписи 1897 года, в России было всего 4010 инженеров и технологов. Не было учебных заведений, где бы их готовили. Поэтому общественность обращалась к правительству с просьбой открыть технические вузы в крупных городах, в том числе в Нижнем Новгороде. Решение создать в стране политехнические институты по образцу зарубежных было принято в нашем городе в 1896 году на IV Торгово-промышленном съезде, который состоялся во время проведения знаменитой Всероссийской промышленной и художественной выставки.

Новые политехнические институты по указу императора Николая II распахнули двери в Киеве и Варшаве в 1898 году. До этого в стране был только один политех — в Риге. На следующий год такой вуз появился и в Санкт-Петербурге. Открытию институтов предшествовали заграничные командировки преподавателей, которые закупали оборудование и готовили программы обучения для будущих студентов.

Успех открытия политехнических институтов превзошел все ожидания: к 1917 году инженерный корпус страны достиг уровня развитых европейских государств — Германии, Франции, Великобритании. А Варшавский политех стал одним из крупнейших научно-исследовательских и образовательных центров России.

Когда началась Первая мировая война и германские войска стали наступать на Варшаву, вуз спешно эвакуировали в Москву. Профессора в условиях военной неразберихи сумели отправить по железной дороге вглубь страны вагоны с оборудованием своих научных лабораторий и учебных кабинетов. Преподаватели, порой жертвуя личным имуществом, везли с собой библиотеки, даже химические реактивы.

Куда качнулся маятник

В Москве вуз разместили временно. За право принять у себя институт из Варшавы боролись несколько городов России, в том числе и Нижний Новгород. Нижегородские промышленники и предприниматели собрали сумму, необходимую для устройства вуза, около двух миллионов рублей золотом, и победили в конкурсе: сбылась их давняя мечта — летом 1916 года технический вуз навсегда был переведен в Нижний Новгород. Институтское имущество весом в 4660 пудов — различные машины, инструменты, библиотеки, коллекции и прочее доставили по Волге на баржах. Наверное, на одной из них, заботливо укрытый от влаги, находился и вузовский хронограф.

Варшавский политехнический институт с 1 октября 1916 года начал свой первый учебный год в Нижнем Новгороде. В вузе тогда действовали четыре отделения — механическое, химическое, инженерно-строительное и горное. По инициативе профессоров в регионе начали подготовку аграрных специалистов — организовали Высшие сельскохозяйственные курсы.

А дальше была революция.

С 1 октября 1917 года постановлением Временного правительства Варшавский политех переименовали в Нижегородский. Но просуществовал он недолго. В стране был взят курс на «демократизацию высшей школы». Нижегородский политех, сельхозкурсы и существовавший в Нижнем Новгороде Народный университет закрыли, а на их базе создали новый университет. Технические факультеты вошли в состав этого высшего учебного заведения.

В 1930 году университет разделился на шесть самостоятельных вузов. Два из них — механико-машиностроительный и химико-технический вскоре объединились и Горьковский индустриальный институт. В 1950 году он стал называться Горьковским политехническим…

Прошли войны и революции, менялись эпохи, имена, знания… За сто с лишним лет не изменилось одно: студенты, как и раньше, по звонку спешат в аудитории, а преподаватели занимают места на своих кафедрах. А старинный хронограф, считавшийся когда-то сердцем института, переживший все перемены и заботливо сохраненный, недавно обрел новый голос. Стоит его завести, и он по-прежнему будет отсчитывать время. Маятник качнулся в правильную сторону.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

#газета #землянижегородская #нгту #музей #реликвия #наука