19.06.2019

Я СПРОСИЛ У ЯСЕНЯ

(Окончание. Продолжение в № 21, 22)

Лозунг дня: больше двигаться и лучше питаться.

К парламенту земли Северный Рейн — Вестфалия в Дюссельдорфе наша делегация проходила сквозь толпу. Властную структуру пикетировали члены общественной организации, защищающей права людей предпенсионного возраста: ей сократили государственную финансовую поддержку.

А у нас была назначена встреча (за что огромное спасибо члену общества германо — российских встреч Ангелике Куппюр) с депутатом Мерадом Мостофицайде. Но сначала мы зашли в зал заседаний, где шло очередное заседание парламента и обсуждалось внедрение цифровой экономики. Вместе с нами в зал группами заходили представители, по нашим меркам, сельских территорий: так происходит контроль общества за деятельностью депутатов. Судя по реакции рядовых граждан, одобрительно качающих головами, и перешептываниям, доклад о цифровой экономике они одобряли. Иначе, наверное, и быть не могло: обсуждались привычные и нужные всем вещи — как будет введение новых подходов способствовать развитию транспортной системы, здравоохранения, образования, защите личных данных человека, росту заработной платы. Докладчик четко и ясно рассказывал об этом, называл конкретные шаги, а не оперировал размытыми формулировками. Гостям заседания это нравилось. Но что было дальше, узнать не удалось: объявили перерыв, и нас позвали на встречу.

Депутат Мостофицайде — защитник окружающей среды. Его нынешний пропагандируемый лозунг — лучше питаться и больше двигаться. С «больше двигаться» понятно: многие жители Германии давно пересели на велосипед. В больших и малых городах на дорогах и тротуарах выделены полосы для велосипедистов, и пешеход будет оштрафован, если помешает движению по ним. В этой стране все заражены физкультурой и спортом: занимаются в секциях, самостоятельно во дворах, болеют на трибунах, в газетах детскому и взрослому спорту отводится по несколько страниц, которые прочитываются в первую очередь.

«Лучше питаться» — тема тоже горячая. С недавних пор в Германии объявлена война пластику, чтобы он не дай Бог не попал в пищу и напитки. Конечно, вода и лимонад в пластике продается, но крайне редко, и уважающие себя немцы, памятуя о том, что вредные вещества из застывшей химии оседают в нашем организме и вызывают всякие болезни, покупают питье в стеклянных емкостях. В продуктовых магазинах нет полиэтиленовых мешочков и пакетов с ручками. В ход идут бумага и тканевые авоськи для многоразового использования (и опять, в который уже раз, вспоминается наше советское прошлое). А то, чтобы фальсифицировать сыр или творог, заменяя молочный жир пальмовым маслом, немцу в страшном сне не приснится. Рыбу здесь предпочитают так называемого дикого вылова, а не выращенную на фермах, яйца не с птицефабрик, а органические, от кур пастбищного выпаса, попросту деревенские. «Лучше питаться» — это не только экологически безопасно, но и предпочитая здоровую пищу с минимумом сахара, белой муки, красного мяса, рафинированных продуктов, с большим количеством овощей и рыбы.

Господин Мостофицайде рассказал, что одна из проблем, над решением которой бьются защитники природы, — это использование вредных веществ при производстве продуктов питания крупными агрохолдингами. Вот уж чем я была несказанно удивлена: по словам члена земельного парламента, в Германии к использованию разрешены вещества, которые давно запрещены в других странах ЕС. Мне всегда казалось, что немцы очень трепетно относятся к сохранению здоровья нации и окружающей среды. Но, видимо, есть силы, действующие в своих интересах. Вот пример. С 1993 года на территории страны действует закон о нитратах в подземных водах. Мелкие фермерские хозяйства его соблюдают, но против этого закона крупные агрохолдинги. К чему это приводит? Как сказал наш собеседник, в этой местности 95 процентов воды берется не из артезианских скважин, а из Рура. Подземные воды не проходят для употребления по нормам чистоты.

Будь здоров, не кашляй.

— Защита окружающей среды — это всеобъемлющий вопрос. Он касается производства и распространения энергии, создания эффективной транспортной системы, защиты интересов производителей экологически чистой продукции, работы над качеством лесов, — говорил нам Мерад Мостофицайде. — Этим надо заниматься постоянно и планомерно, если хотим иметь результат.

Кстати, о лесе. 70 процентов территории Германии покрыто лесами, и они находится под защитой правительства. Когда-то ситуация была другой, но руководство страны смогло выработать меры к восстановлению посадок. Предприниматели, занимающиеся лесопереработкой, обязаны восстанавливать территории большие, чем они используют. Существует и строгая система контроля. В лесах установлены видеокамеры, и всё, чем ты там занимаешься, видят специалисты. Поэтому не надо шлепать по голове ладонью, если в волосах запутался шмель: штраф за нанесение ущерба бедному насекомому от 5 до 65 тысяч евро, если нечаянно наступите на ежика или по случайности пострадает летучая мышь, ваши потери составят 50 тысяч евро. Да и позора не оберешься. Если вы расположитесь где-нибудь на полянке, через некоторое время над вами пролетит вертолет, а чуть позже подойдет инспектор. И лучше, если у вас в руках не окажется спичек или рядом не будет собран валежник для костерка.

Лес, как известно, — легкие страны, они здесь здоровы и живут — не кашляют.

Когда мы только прилетели в Дюссельдорф и вышли из здания аэропорта, сразу почувствовали чистоту воздуха. В Эссене тоже дышится прекрасно. Сказывается и то, что основной поток транспорта спрятан под землей. По подземным трассам идут и частные легковушки, и пассажирские автобусы, и трамваи — вариант облегченного метро. А вот защитники окружающей среды считают, что транспортная политика еще далека от совершенства, транспорт разрушает территорию городов, и, по мнению депутата парламента господина Мостофицайде, этим надо серьезно заниматься в самое ближайшее время. В стране уже существует программа пересадки автолюбителей на электромобили. К 2020 году их по стране будет бегать под миллион.

Не только защитников окружающей среды, но и политиков, ученых, общественность беспокоит общее изменение климата. Больше пяти месяцев в году держится высокая температура воздуха, часты ливневые дожди. Дискуссии в стране на разных уровнях ведутся по двум направлениям: как этому противостоять и как приспосабливаться. В прошлом году из-за жары и засухи пострадали тысячи фермерских хозяйств, в основном выращивающих пшеницу. Выводы таковы: надо уходить от монокультур и вводить на поля новые культуры. А, к примеру, тот же салат айсберг и капусту переводить на северные территории. Фермеров призывают и к диверсификации посевов. Бизнес, конечно, становится менее прибыльным. Но более устойчивым. Чем компенсировать потери? Приглашением туристов и выработкой электроэнергии.

Возможно, об этом придется задуматься и нашим аграриям. Засушливая и жаркая нынешняя весна предсказывает новые горизонты.

Елена БЕЛЯЕВА.

Фото Дмитрия КОНЕВА.

(Продолжение следует).

#газета #землянижегородская #поездка #германия #путешествие