ДАЖЕ ЛЯГУШКИ НЕ КВАКАЮТ
Люди переживают, что высохнут последние водоемы
Пожарные остались без воды
Жара. На термометре за 30 градусов. Сельские пацаны, изнывая от зноя, лениво бросают мелкие камешки в воду. А чем еще заняться на берегу пруда, где им по колено? Ни поплавать, ни понырять, ни рыбу половить — ее здесь уже нет. Скучновато начинаются летние каникулы. Негде освежиться и взрослым. Вроде и есть водоем, причем немалых размеров, только здесь теперь даже утки не плавают. А местные жители помнят иные времена, когда на пруду в летние месяцы было многолюдно.
— Раньше мы здесь всегда купались, — вспоминает Валентина Прокофьева. — Весной затапливало плотину. Утром, идя на работу, я переживала, что вечером не попаду домой — вода перекроет путь.
Александр Желтов, можно сказать, вырос на этом пруду, все каникулы здесь проводил.
— Мы с плотины ныряли с головой, глубина была метров семь, а сейчас не более 70 сантиметров, — говорит он. — Вётлы были практически затоплены. Женщины белье здесь полоскали, зимой прорубь делали, теперь же вода темная и плохо пахнет, мы не берем ее даже для полива. Прежде по кило красного карася ловили, пескарь водился, который, как известно, живет в чистой воде. Лягушки спать не давали своим кваканьем, а теперь ни лягушек, ни рыбы. Всё заросло, а плотина прохудилась.
— Обидно, что озеро так запущено, — поддерживает Ирина Филиппова.
В прошлом году в Грудцине сгорели сразу два дома. По словам сельчан, пожарным машинам просто не хватило воды.
— Пожарные сказали, что на карте числится три водоема, два объехали — оба сухие, из последнего стали качать воду — илом забился пожарный рукав, — рассказывает Валентин Прокофьев. — А раньше мы с этого бугра прыгали в воду, там родник бил. Бывало, люди тонули. Пруд надо чистить и плотину ремонтировать. В былые времена весной озеро наполняли — качали воду из оврага, это было при председателе Валентине Александровиче Лескове, которого все жители с благодарностью вспоминают. Заботился о людях — и газ, и воду провели. А сейчас и водоемы запущены, и поля заброшены.
Пожаловались сельчане и на плохие, разбитые дороги, и на отсутствие колодцев — из шести остался всего один, куда ходят за водицей со всего села.
— На ремонт дорог в прошлом году мы собирали по 500 рублей, — рассказывает Марина Елагина. — Глава сельской администрации выделил только один «КамАЗ» щебня. — Обращались мы в разные инстанции и по поводу очистки водоемов. И в другой деревне нашей сельской администрации, Фроловском, высохли водоемы, случись пожар — беда, — говорят сельчане.
Бурьян да тина
Село Фроловское находится недалеко от Грудцина. Валерий Морозов здесь живет с рождения, в прошлом работал на заводе складных ножей в Ворсме, сейчас на инвалидности.
— Летом у нас многолюдно, приезжают дачники, но зимой остается всего три десятка коренных жителей, — рассказывает он. — Неподалеку от бывшей фермы было озеро, его пополняли водой, мы в детстве плавали в нём и ловили рыбу, но оно практически высохло. В селе всего один буровой колодец, куда ходим за водой.
Напротив церкви озеро, еще не утратившее своей красоты, но вода — под слоем тины. Унылый пейзаж…
Глава Грудцинской администрации Николай Самоваров удивился, что жители села Грудцино и Фроловского переживают из-за высыхания водоемов.
— Ко мне никто не обращался по этому вопросу, — говорит он. — Когда я встречаюсь с жителями, всегда интересуюсь, какие проблемы их волнуют. Действительно, пруды высыхают, пятый год уже не заполняются, уровень грунтовых вод понизился. Я бы рад почистить все водоемы, но эти работы требуют больших затрат, а у нас нет средств, бюджет — дотационный. Что же касается противопожарной обстановки, в Грудцине есть две водонапорные башни, где имеются пожарные емкости, и они заполнены водой.
— Почему бы не воспользоваться какой-нибудь программой и восстановить водоемы, чтобы людям было где отдохнуть? — спрашиваем Николая Юрьевича.
— Мы участвуем в областной программе местных инициатив, благодаря которой в первую очередь планируем заменить водопровод на улице Школьной в Грудцине и сделать пожарный гидрант, — отвечает он. — Если бы было финансирование, все злободневные вопросы решили бы.
На прошлой неделе в Грудцине побывал председатель Павловского районного отделения Всероссийского общества охраны природы Юрий Табанаков и сам убедился, как обмелели местные водоемы.
— Мы объехали все пять прудов, но более-менее в нормальном состоянии всего два — так называемые Заводской и Заячий, — поделился он своими впечатлениями. — Все эти водоемы питаются поверхностными водами. Заводской пруд зарастает. Заячий расположен в более удачном месте, рядом с лесопосадками, но он тоже обмелел. За всеми водоемами надо ухаживать. Есть программа местных инициатив, с помощью которой можно попытаться восстановить эти объекты.
Между тем в Нижнем Новгороде в рамках форума «Великие реки» стартовала всероссийская акция «Вода России», цель которой — восстановить зоны отдыха, расположенные вблизи водоемов. Организаторы этой акции призывают бережно относиться к водным объектам и планируют поддерживать добровольные социальные проекты, направленные на охрану окружающей среды.
В нынешнем году акция проводится в рамках нацпроекта «Экология», которыйстал одним из крупнейших в стране — только на строительство и реконструкцию очистных сооружений на Волге будет направлено 18 миллиардов рублей. Действительно, пора заботиться о водоемах. Только одним жителям это не под силу…
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото автора.
#газета #землянижегородская #павлово #пруд #ситуация #экология