Я СПРОСИЛ У ЯСЕНЯ
Жители города-побратима передают привет нижегородцам
БАМ строит нас
Каждый сентябрь в Нижний Новгород приезжает группа молодых немцев, чтобы прожить здесь так называемый добровольный социальный год. Ребята работают в больницах, коррекционных школах, других социальных учреждениях. Им по 19-20 лет, они только что окончили школу, не имеют жизненного опыта, не знают языка, а трудятся в России на таких работах, на которые неохотно идут наши земляки. Зачем это юношам и девушкам из благополучной страны, благополучных семей? Ответ прост: они ищут себя, пытаются определить сферу своих жизненных интересов, хотят увидеть мир и найти свою нишу в нём, проверить характер на прочность. Почему-то на ум приходит сравнение с эпохой СССР, когда молодые советские люди уезжали из теплых, насиженных родителями мест на стройки пятилеток. Помните — Братская ГЭС, Белоярская атомная, нефтепровод «Дружба», и, конечно, легендарная сибирская магистраль с ее знаменитым лозунгом «Мы строим БАМ, БАМ строит нас».
Вот и ребята из Германии приезжают к нам строить себя, и это вызывает уважение. Своеобразным БАМом становится для них жизнь и работа на Нижегородской земле. Только что уехали из нашей страны Мария Дикеттер, Мария Герлитц, другие девушки, в сентябре ждем парней. И так из года в год на протяжении нескольких лет. Алекс Майероф сейчас занимает важную должность, успешно окончив университет, а некоторое время назад тоже был в рядах добровольцев социального года.
— Мне важно было побывать вдали от дома, поучиться жить самостоятельно, понять, чего жду от жизни, какую профессию хочу выбрать, — рассказывает Алекс, показывая нам, членам группы нижегородских журналистов, красивые местечки Дюссельдорфа, столицы земли Северный Рейн — Вестфалия.
— Получилось? — спрашиваю.
— Да, конечно. У меня не было разочарований. Мне понравилась Россия, — следует ответ на русском языке. — Эта поездка очень помогла мне в жизни, за что признателен Обществу германо-российских встреч города Эссена, побратима Нижнего Новгорода.
Отбойный молоток как символ ушедшей эпохи
Надо сказать, что я тоже очень признательна Обществу германо-российских встреч города Эссена. За открытие Германии, за знакомство с исключительными людьми, за дружбу, теплоту, доброе отношение, гостеприимство. Я не первый раз была недавно в Эссене, и этот город становится мне всё ближе. Хочется познакомить вас и с ним, и с деятельностью Общества — связующей нитью эссенцев и нижегородцев. Даже не знаю, с чего начать. Пожалуй, всё-таки с местности.
Эссен — девятый по численности город Германии с населением в 570 тысяч. От Нижнего отстает в этом, но впереди по возрасту. В IX веке здесь был основан штифт, полумонастырь для представительниц знатных семейств, по нынешним понятиям это скорее был институт благородных девиц, где девушки получали отличное образование и считались завидными невестами. Возле монастыря образовывались селения, которые позже объединялись. И богата была эта территория ясенями. Так дерево со звучным названием дало имя городу.
Находится Эссен на западе страны в земле Северный Рейн — Вестфалия. Его ближайшие соседи — Дюссельдорф, Кёльн, Дортмунд, Дуйсбург, Ботроп, Бохум. Часть из них — это знаменитый Рурский каменноугольный бассейн, известный советским школьникам по урокам географии.
Уголь начали добывать здесь в XIII веке, интенсивное освоение месторождения пришлось на XIX. Символом этой территории стал отбойный молоток, а главным цветом округи была чернота угольной пыли. Сегодня стороннему человеку об этом ничего, кроме памятника в центре Эссена и рассказов местных жителей, не напоминает. Последняя шахта Рура закрылась в 2018 году, а в Эссене последняя смена шахтеров отработала в 1986 году. Это было на самой знаменитой и, как говорят, самой красивой шахте «Цольферайн», которая считалась образцом шахтной архитектуры, на нее ориентировались строители многих горнодобывающих комплексов. ЮНЕСКО в 2001 году включило «Цольферайн» в список Всемирного культурного наследия.
Несколько столетий Эссен и округа считались индустриальным конгломератом. Кроме добычи угля, он славился сталелитейной промышленностью. Именно здесь располагались заводы семьи Круппов.
Валентина Вагнер, наш экскурсовод по городу — нижегородка, три десятка лет живущая в Германии, старинная приятельница нижегородских журналистов, показывает старое фото:
— Видите, как выглядело место, где мы сейчас стоим — справа и слева длинные, огромные цеха Круппа.
Не верится. Теперь здесь зеленый массив, красивые современные здания. Удивительно, как город смог после закрытия производств «переварить» промышленный дух, колоссальные загрязнения почв, окружающей среды. И вообще смену ориентиров.
Свет и тень
Смену ориентиров мы обсуждаем с обер-бургомистром Эссена Томасом Куфеном. После закрытия шахт и производств происходила ломка не только стиля жизни, инфраструктуры города, но и сознания людей, их профессиональной пригодности, отношений. Болезненный процесс.
Члены нашей делегации на встрече в мэрии говорят господину Куфену о том, что нам пришлась по душе аккуратность улиц и площадей, чистый воздух, работа транспорта, как впечатлили новые жилые кварталы, при возведении которых поставлена задача организовать зеленые зоны не далее 500 метров от квартиры любого жителя. А мэр в ответ говорит о проблемах. Но сначала шутит:
— У нас негатив как в любом большом городе — немножко наркотики, немножко рок…
Но потом мы разговариваем о серьезном. Когда-то руководство города оказалось дальновидным и задолго до промышленного кризиса поручило развивать область услуг и сферу культуры. Это дало новые рабочие места и переориентировало профессиональное образование.
Сейчас Эссен называют письменным столом Рура, здесь укоренились штаб-квартиры крупных международных компаний, головные офисы банков, различных фирм. Это и отчисления в бюджет, и кресла для трудоустройства.
— Это свет, — оценивает обер-бургомистр. — Но есть и тень. Не удалось трудоустроить всех, кого кризис вытеснил с предприятий и шахт.
Высок уровень безработицы, большинство оставшихся за бортом не трудоустроены больше четырех лет. У таких людей появляется много проблем. Существуют госпрограммы поддержки, но это не предоставление работы.
Другая боль — семьи с малым достатком, где у детей хуже здоровье, чем в других семьях, они склонны к совершению криминальных действий. А беженцы! Их надо адаптировать, давать квалификацию, выяснять статус. Забегая вперед, скажу, что делают здесь это очень успешно.
Работы мэрии хватает. Сейчас внедряется цифровизация, которая охватит все сферы жизни горожанина — медицину, образование, культуру, вывоз мусора и другие бытовые вопросы, экологию, транспорт, программы для молодежи. Какими могут быть эти программы? Ну, например, «музыкальный инструмент каждому ребенку». Это значит, все желающие мальчики и девочки могут выучиться играть на фортепьяно, скрипке, саксофоне бесплатно. Или вот, к примеру, программа для старшего поколения по переселению в менее дорогостоящее жилье. Вы вышли на пенсию и уже не можете оплачивать коммуналку большой квартиры — переезжайте в меньшую, так же хорошо оборудованную, где продумана безбарьерная среда: нескользящий пол, удобная ванна с низкими бортиками, балкон для прогулок, пост медработника, пониженная этажность, садик возле подъезда с клумбами и даже озерко с утками. Мы видели такой микрорайон, и он произвел на нас хорошее впечатление. Кстати, он находится на территории, отвоеванной у отходов, оставшихся от добычи угля. Здесь рекультивирована почва, а воды, заполнившие пустые тоннели шахт, выведены и очищены, ими заполнены каналы вдоль улиц и пруды. Рядом высажены тысячи деревьев. В ближайшем будущем штат озеленителей увеличится и достигнет 13 тысяч человек.
В общем, у мэрии забот полон рот. Но несмотря на занятость, обер-бургомистр всегда находит время встретиться с ребятами, возвращающимися из Нижнего Новгорода после прохождения добровольного социального года, приглашает для знакомства и разговора наших молодых добровольцев, приезжающих работать в Эссен, принимает многие делегации нашего региона. Мы оценили теплоту приема: в честь нашего приезда в мэрии был организован обед, и большинство вопросов мы обсуждали с обер-бургомистром как раз за обедом.
По словам Томаса Куфена, он ценит дружбу наших городов-побратимов и готов к развитию контактов.
Елена БЕЛЯЕВА.
Фото Дмитрия КОНЕВА.
Продолжение следует.
#газета #землянижегородская #германия #визит #заметки #путешествие