С УГРОЗОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ

Жители переживают, что аварийные дома не продержатся 6 лет, в течение которых им обещают расселение

Стену не трогать

Летом поселок Шиморское утопает в зелени: красиво, поэтому не сразу обращаешь внимание на старые, полуразвалившиеся дома. А таких строений, которым перевалило за 90 лет, здесь немало. Двухэтажный деревянный дом № 11 на улице Ленина, по словам жильцов, самый старый в населенном пункте.

— Здесь располагалась воинская часть, потом госпиталь, а после войны его передали ПТУ, где преподавала моя жена, — рассказывает староста дома Николай Труханов, в прошлом капитан речного флота. — Когда мы заселились, здесь не было ни окон, ни воды, текла крыша. Сами всё переделали. У меня была неплохая зарплата, много денег вложил в эти гнилушки. Если бы нам хотя бы лет 20 назад заменили крышу, дом бы еще постоял, теперь же несущие балки сгнили.

Крыльцо подъезда, где он живет, выглядит вполне прилично на фоне развалившегося фундамента и вздувшихся стен.

— Новое крыльцо сделали два года назад, прежде ходили как по трапу, — поясняет Николай Сергеевич.

В его квартире на втором этаже пол уходит из-под ног, пришлось установить под мебельной стенкой деревянные чурбаны, чтобы не рухнула.

На первом этаже стены вообще шатаются.

— Я сама щели замазывала алебастром, — показывает Татьяна Денежкина. — Зимой у нас очень холодно, во все щели дует, пол практически на земле — от фундамента почти ничего не осталось. Ходим дома в шубах, когда отопление отключают. Рамы полностью сгнили, мы заменили окна за свой счет. К стене страшно прикасаться — тронь, она повалится. В спальне тоже стена отходит. Ночью дом трещит по швам, даже жутко, мой 9-летний внук боится спать, скоро дети перестанут к нам вообще ходить. Работники ЖЭУ забили снаружи две планки — на этом «ремонт» закончился. Не можем и достучаться, чтобы у дома спилили старые тополя — случалось, падающие ветви ломали крышу. Наверное, никто так не живет, как мы. Моемся в тазиках.

В Шиморском была общественная баня, но несколько месяцев назад она перестала функционировать. А баню в Выксе, куда возили сельчан, недавно закрыли на профилактический ремонт.

— И природного газа у нас нет, привозят в баллонах, — продолжает Татьяна Васильевна. — Зато платим, как за хорошее жилье — пять тысяч, половину пенсии. Все инстанции прошли, чтобы нас пораньше расселили, уже не знаем, куда обращаться, ничего не меняется.

А сроки всё продлевают

Нынешней зимой глава МСУ городского округа г. Выксы Владимир Кочетков побывал в Шиморском и встретился с жителями аварийных домов на улице Ленина и Андреевой, пообещав расселить их до 2025 года. Только люди не уверены, что эти дома продержатся так долго.

— Нам уже несколько раз переносили сроки переселения, — Надежда Чистова показывает солидную папку, где хранится переписка с чиновниками разного уровня. — Наш дом должны были признать аварийным еще в 2012 году, но тогда только заменили крышу. Спустя два года дом все-таки был признан аварийным, нам пообещали, что расселение будет с 2018 по 2020 годы.

Она показывает ответ из областной прокуратуры, где указан именно этот срок.

— Теперь уже обещают расселить до 2025 года, но вряд ли дом столько простоит, — сомневается Надежда Александровна. — Гардины не держатся. Недавно ночью упала полка на кухне, вся посуда разбилась. Я думала, начал рушиться дом, потом долго не могла отойти от стресса. Живем в постоянном страхе.

В соседний подъезд даже заходить опасно — с потолка время от времени падают куски штукатурки. В квартире Валентины Трофимовой окна чуть ли не вровень с землей.

— Зимние рамы второго окна вообще не выставляем — они рассыплются, — вздыхает Валентина Ивановна. — Пол проваливается, потолок того гляди рухнет.

— Зато дома на улице Спортивной, которым чуть больше 60 лет, включили в программу расселения почему-то раньше нашего, — продолжает Николай Труханов.

Пусть каштаны останутся на память

А вот жителям двухэтажного деревянного дома №1 по улице Андреевой остается мечтать только о его капитальном ремонте. Правда, придется запастись терпением — ремонт запланирован в 2024 году.

— Но есть ли смысл делать ремонт, если фундамент сгнил? — задает справедливый вопрос один из жильцов Алексей Хонин. — Крыша снова протекает — ее сделали кое-как. Не знаем, почему наш дом не признали аварийным — ему тоже больше 90 лет.

В соседнем подъезде на первом этаже живет Валентина Шашлова.

— У нас очень холодно, из подпола улицу видно, — говорит она. — За газ платим по три тысячи, приходится топить чуть ли не до лета. Мыться ходим к соседям с тех пор, как закрыли баню. Забор около дома падает, я несколько раз ходила в ЖЭУ, просила отремонтировать — до сих пор обещают. Никто о нас не заботится — так, видно, и доживем свой век.

А как же начальник Западного территориального управления Выксунского округа? Управление находится по соседству с аварийными домами на той же улице Ленина? Кому, как не ему, лучше всего должно быть известно о чаяниях земляков.

— Без комментариев, — услышали мы ответ на все вопросы, касающиеся расселения аварийных домов в Шиморском от Олега Пакина. — Это федеральная программа. Можете посмотреть график на сайте Выкса.РФ.

Посмотрели. И ничего нового не узнали — на сайте та же информация, которой владеют жители Шиморского — к 2025 году в Выксе расселят 43 дома.

А пока люди, живущие в таких условиях, стараются как-то улучшить их.

— Приноравливаемся, утепляемся, ремонтируем по мере возможности, — говорит Алексей Хонин. — Живем…

А еще они посадили около своих домов каштаны, хотя и мечтают о переезде, чтобы осталась добрая память будущим поколениям. Может, им посчастливится жить лучше.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

Выксунский округ.

#газета #землянижегородская #выкса #жильё #расселение #строительство