АМУРСКИЙ БАРХАТ ЗОВЁТ НА ПОМОЩЬ

Тихое утро наступающего лета. Хрупкие ветви деревьев не скрывают прозрачности глубокого, чистого неба. Легкие жадно пьют чистейший, и какой-то особенно вкусный воздух. Шагов не слышно, ноги ступают по плотному ковру хвои и старых опавших листьев… Думаете, это картина лесной опушки? Нет, самого центра Арзамаса. Мы в дендропарке, открытом в далеком 1946 году.

Возраст большинства деревьев и кустарников здесь — более полувека. Среди искусно подобранной коллекции на 12 гектарах земли есть уникальные, редчайшие растения. Арзамасский дендросад создавался с научно-исследовательской целью. Здесь изучалась приживаемость экзотических для нашей местности древесных растений. Начали эту работу и ухаживали за садом сотрудники и студенты лесотехнического техникума.

— Студенты рассадили дендрарий по аллейному типу, разбив его на две большие зоны — коллекционную и питомник, — рассказывает специалист-дендролог Сергей Мальцев. — На пересечении 11 аллей — лесные кварталы. В них живут экзотические растения, которые обычно не произрастают в нашей природной полосе. Саженцы присылали со всего СССР. В период развития дендрарий насчитывал 132 вида экзотов. И это не считая особых видов берез сосен, елей, тополей. К сожалению, сто видов исчезли.

Любопытно, что в Арзамасском дендрарии не выдержан ни один из систематических принципов группировки видового состава растений. В каждом квартале можно найти породы разных семейств, географических поясов и растительных зон. В питомнике дендрария выращивалось много посадочного материала для озеленения города. Посадки из кизильника, розы морщинистой, дерна белого и сейчас украшают улицы Арзамаса.

До 1958 года за дендрарием был постоянный уход и охрана. Старались не только студенты. В школе-интернате, примыкавшей к парку, действовало школьное лесничество. Ребятишки следили за насаждениями. Но в 1958 году техникум перевели из Арзамаса в Красные Баки. Дендрарий остался «беспризорником».

Горожане пытались сохранить уникальный уголок природы. Даже закрепляли его за биологическим факультетом пединститута. Учёные исследовали видовое разнообразие растений и птиц. Были защищены кандидатские диссертации. Но плановой работы так и не получилось. Все меры по сохранению дендрария не были достаточными.

В 1983 году появилась надежда — вышло постановление облисполкома о присвоении дендрарию статуса особо охраняемой природной территори». Тогда здесь всё еще произрастали растения дальневосточной флоры (бархат амурский), юга России (калина гордовина, шелковица белая), Западной Европы (каштан конский), Северной Америки (магония, лох серебристый, птелея трехлистная и др.). Были, конечно, и обитатели неба — пернатые горожане, которых ученые называют орнитофауной.

— В 2004 году я начал работать в горзеленхозе инженером-дендрологом, — продолжает Сергей Евгеньевич. — Тружусь до сих пор без помощников. И мусор собираю, и экскурсии вожу. Пришлось наводить мосты со школами, предприятиями. Нет в городе ни одного заведения, которое не побывало бы в дендрарии на субботниках. Но этого недостаточно.

Действительно, взять выпил сухостоя, окончивших свой век деревьев — аварийных, больных. Главной проблемой становится вывоз веток, порубочных остатков. Сжигать их нельзя, а везти приходится в Шатки или Кстово. Такие расходы городской администрации влетают в копеечку.

Летом очень помогает ребятня из подростковых лагерей. Особенно отличаются клубы «Дружба», «Экспресс» и «Ровесник». Жаль, что другие подростки и некоторые взрослые сводят эту работу на нет. Портят таблички с описанием видового состава растений, уродуют лавочки. А полиция обходит дендросад только по периметру, не заходя внутрь кварталов.

Отношение городской власти к дендросаду непонятно. С одной стороны, администрация пробует регулярно проводить там субботники. Но с другой — подписывает разрешения на вырубку яблоневой аллеи, устройство Луна-парка. Развлекательный центр через короткое время прекратил существование, но территорию дендрария, отчужденную под него, уже не вернёшь. Напуганные шумом, в дендропарке перестали гнездиться скворцы. А это большая беда для птичьего братства и «зелёных лёгких» города.

Между тем, учитывая туристическую составляющую города, дендрарий мог бы стать важным объектом. Для ботанических экскурсий в нем немало экзотических растений. Сохранился маньчжурский орех, очень редкий вид красного дуба, есть белая акация и бархат амурский. Всё это — реликтовые растения. Уникальна сосна Банкса.

Проводить экскурсии здесь начали семиклассники соседней школы № 16 со своим педагогом Натальей Ефремовой. Они устроили для горожан «Музей под открытым небом», где каждый из кварталов дендрария был особым музейным залом. Идея очень понравилась горожанам.

— Теперь мы хотим сделать большой экскурсионный маршрут по дендрарию. Причем совершенно бесплатно. Волонтерская деятельность нашим детям близка. Мы хотели бы, чтобы люди видели, какой уникальный дендропарк у нас есть. Туристам, проезжающим через наш город, это тоже будет интересно.

Энтузиазм школьников успешно перекликается с проектом «Чистая страна», объявленным нашим президентом. Ведь дендрарий — это чистые легкие города. Да и просто здесь красиво. Но школьникам одним не справиться. Город, конечно, должен помочь дендропарку. А дендрарий может помочь городу: здесь готовы саженцы уникального остролистного клёна. Это отличное растение для городских улиц.

Нужен дендропарку штат. При наличии сотрудников можно было бы даже восстановить пруд, который когда-то украшал центр парка.

В общем, слово за властью.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

г. Арзамас.

1-3 Педагог Наталья Ефремова и дендролог Сергей Мальцев обсуждают макет дендрария

4,5 Список экзотических растений очень велик. 

6 Сегодня дендрарий весьма сократился. 

#газета #землянижегородская #арзамас #дендрарий