ВКУСНЕЕ БУРГЕРОВ

Должен быть обед у коровы

В прошлом году генеральному директору ОАО «Тепелево» Дальнеконстантиновского района Валентину Марихову пришлось выдержать настоящую битву за урожай. Сражались не с погодой, как кто-то мог подумать, не с безденежьем и не с дефицитом кадров. С этим в хозяйстве как раз всё в порядке. На части полей убрать выращенный хлеб не позволяла вооружённая охрана. Те земли «Тепелево» возделывает не первый год. До этого участки стояли без дела, зарастая бурьяном и деревьями. А принадлежат они ОПХ «Россия», от которого давно осталось только название и 5800 га пашни. Точнее, земель, некогда бывших пашней. Весной «Тепелево» засеяло 800 га, а осенью, когда срок договора аренды истёк, а новый конкурсный управляющий «России» заключить отказался, сражение за урожай развернулось по всем фронтам. Дошло до того, что люди с автоматами не позволяли комбайнам «Тепелева» вести жатву. Марихов не сдался, дошёл до главы минсельхозпрода области. И урожай отстоял.

Земля держит

Если копнуть глубже, эта ситуация довольно парадоксальная. ОПХ «Россия» — предприятие государственное, а значит, и земли, которыми владеет, находятся в госсобственности. Не далее как на прошлой неделе председатель правительства России Дмитрий Медведев поручил главам Минсельхоза, Минэкономразвития, Минфина проработать предложения по своевременному вводу в оборот неиспользуемой пашни. Работа в данном направлении началась не вчера, а ведётся на протяжении нескольких лет. Но конкурсный управляющий «России», видимо, не в курсе того, какое направление выбрало за основу государство.

— В эти 800 гектаров вложено столько денег, сил и труда, что бросить их просто так жалко, — говорит Валентин Марихов. — В этом году вновь заключили договор аренды, но «Россия» тянула до последнего и документы подписали только в мае. К тому времени у нас уж и семян не осталось, искали по области. 380 га засеяли пшеницей, остальное — горчицей в качестве сидерата. Договор заключён до ноября. Так что, не исключено, что зря работаем над повышением плодородия земель.

Другой бы на месте Марихова отказался от этих гектаров. Но руководитель «Тепелева» не может себе позволить столь широкого жеста. И дело тут не только в потраченных силах и средствах. Хозяйство испытывает острый дефицит сельхозугодий. За последние годы здесь резко выросло поголовье КРС. Сейчас общее стадо насчитывает более 3500 животных. А чтобы вырастить фураж, силос, сенаж, сено, кукурузу, требуются земли. Хозяйство берёт пустующие поля по всей округе. Скупает паи у частников. Очевидно, что в такой ситуации терять клин пашни в 800 гектаров никак нельзя.

Тем более, на обозначенной выше цифре поголовье КРС в хозяйстве не замрёт. Здесь не первый год ведётся активное строительство. Возвели помещения для дойных бурёнок, будущих мам и нетелей. Заложили ещё несколько дворов, один из которых планируют сдать в июле. Там будут жить малыши постарше.

— За то время, что руковожу хозяйством, «Тепелево» становилось участником четырёх программ по реконструкции и строительству животноводческих помещений, — рассказывает Валентин Николаевич. — Уже готовы документы на участие в очередной, пятой по счёту.

Ещё недавно просчитывали возможность строительства крупного комплекса, но, взвесив все «за» и «против», от идеи решили отказаться.

— Будем строить телятник по региональной программе, по условиям которой на скотоместо выделяется по 25 тысяч рублей, — говорит Валентин Марихов. — Комплекс же хотели строить с участием федеральных средств. Программа подразумевает изначальное вложение собственных средств, а потом, когда объект будет сдан, из бюджета поступит компенсация части затрат. Но собственных средств на масштабное строительство в хозяйстве нет. Да и земли, чтобы накормить дополнительную тысячу бурёнок, нет.

А трактор стоит

В последнее время «Тепелево» живёт без кредитов. Но хозяйство не стоит на месте, развивается. Про стройку уже говорили. Кстати, возводят здесь не только животноводческие помещения, но и зерно-, сенохранилища, сенажные траншеи. Оборудовали растворный узел, где разводят гербициды перед химпрополкой, удобрения для жидкой подкормки. Рядом кормоцех, он же кухня для бурёнок. Здесь готовят обед по девяти рецептам. Каждой группе животных — своё блюдо.

К посевной в хозяйстве купили два трактора, дискатор, к предстоящей заготовке кормов — комбайн, пресс-подборщик.

— Технику приобретаем недешевую, но обслуживание её сервисными службами в нашей области поставлено не на должном уровне, — сетует Валентин Марихов. — К примеру, весной на одном из новых тракторов загорелся датчик. Поломка. Обратились в сервисную службу. Специалист ехал три дня, прибыл без запчастей. В результате машина стояла не у дел чуть не неделю. А весной не то что день, каждый час на счету.

Вспомнил Валентин Николаевич и ещё один случай, когда у мощного трактора, отработавшего сезон, вышел из строя двигатель. Меняли его три месяца.

Папа по каталогу

Ещё недавно все животноводческие помещения в хозяйстве располагались рядышком и были обнесены общим забором. Но сейчас дворы приходится строить через дорогу, места не хватает. На прежней территории — дворы для дойных коров, помещения для нетелей и сухостойных бурёнок, родильное отделение и профилакторий.

На последних двух остановимся подробнее. Двор для будущих мам поделён на несколько зон. Первая — для бурёнок, у которых малыш должен появиться на свет вот-вот. Напротив — четыре бокса, где коровы становятся мамами. Процесс происходит естественно, бурёнке помогают подруги. Они и молодую маму поддерживают, и о новорождённом малыше заботятся. Когда пришли с экскурсией на двор, телёнок только-только появился на свет. Но рядом с матерью и ребёнком не суетились ветеринары. Удивительно?

— А что в этом такого? — задаётся в свою очередь вопросом Валентин Николаевич. — Обратите внимание: на шее каждой коровы два ошейника. Один считывает информацию о состоянии животного: как поела, сколько надоила, как себя чувствует, сколько весит… Другой — для точного осеменения. Туда же поступают сведения и о том, когда ждать малыша. На дворе постоянно дежурят две телятницы и ветврач. Если что-то пойдёт не так, они тут же вмешаются в процесс.

В боксах для рожениц поддерживают идеальную чистоту, регулярно проводят дезинфекцию. Кстати, полы в родильном отделении рифлёные. Это местное ноу-хау. Пока бетон ещё не застыл, на нём выводят ромбы, чтобы коровы не скользили по полу и не падали.

Есть в родильном отделении и зона раздоя. Там молодые мамы отдают молозиво, которое тут же попадает в рацион малышей. Телята до трёх месяцев живут в профилактории в отдельных пластиковых квартирах. Домики установлены под навесом. В непогоду проёмы в стенах занавешивают специальными шторами. Если не считать такого укрытия, то телята растут на свежем воздухе.

В меню у малышей специальные витамины, сухое молоко, премиксы. Добавки покупают в хозяйстве только у проверенных производителей. Можно, конечно, приобрести подешевле, но такая экономия обернётся боком, а точнее, спадом в надоях.

В день в «Тепелеве» получают более 40 тонн молока. Поставляют его в Городец, Павлово, Княгинино… В этом году за литр дают 24-25 рублей против 22-23, что платили в 2018-м. Но тогда с сельхозпредприятий не взимали НДС. За три месяца 2019-го «Тепелево» перечислило в казну более 7 миллионов. В такую сумму обошлись отчисления налога на добавленную стоимость.

— Несмотря на то что строим дворы, покупаем импортные закваски для приготовления кормов, обновляем оборудование, себестоимость молока составляет 16-17 рублей, — говорит Валентин Николаевич. — От его реализации получаем деньги на развитие.

Надой от каждой коровы по итогам прошлого года превысил в хозяйстве 10 тысяч килограммов. Это второй результат в области и один из лучших в Приволжском федеральном округе. Дело не только в условиях содержания бурёнок, в грамотно составленных рационах, но и в племенной работе.

— Ведём компьютерную базу, в которую заносим данные на всех коров с момента рождения, — рассказывает Наталья Марихова, главный зоотехник-селекционер. — Записываем информацию о родителях, бабушках, дедушках и так до четвёртого колена. Это необходимо, чтобы не допустить родственных связей при выборе папы для будущего малыша.

— Ежегодно базу отправляем в областной минсельхозпрод, — рассказывает Наталья Анатольевна. — Но итогам 2018-го по показателям племенной работы наше хозяйство вошло в число лучших.

А теперь у бурёнок по расписанию обед. Корма раздаёт самоходный миксер, он сам грузит питание, сам смешивает и доставляет. На борту машины надпись: «Мы кормим лучше, чем в Макдоналдс». Что правда, то правда. Во всяком случае, коровы с таким утверждением согласны.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

Дальнеконстантиновский район.

Для сравнения

25 тысяч рублей дают за тонну молока

51 тысячу рублей просят за тонну дизельного топлива

#газета #землянижегородская #дальнееконстантиново #тепелево #животноводство