СЛЕД ПОДСКАЗАЛИ НАГРАДЫ
Адрес этой надписи в рейхстаге: Северный флигель, уровень Пленарного зала, северная сторона, ниша В (Б) — «Тарабурин. Горький».
И вновь солдат не написал свои инициалы, что затруднило поиск. Хорошо хоть фамилия не очень распространенная. Судя по предыдущим надписям, эта была сделана, скорее всего, тоже 5 мая 1945 года. Ее без лестницы не напишешь, а самодельные лестницы в рейхстаге были нарасхват.
Солдат дошел до Берлина. Долог ли, короток был его путь?.. Если долог, то какими-то наградами он был отмечен, а если солдат молодой и война для него под Берлином только начиналась, то награду он мог не успеть заслужить. Но всё-таки начнем наш поиск с наградных документов и обратимся к электронному архиву Министерства обороны.
Как мы и предполагали, Тарабуриных там нашлось не очень много, а из Горького — так всего двое: Тарабурины Клавдий Иванович и Сергей Иванович. И, видимо, это были братья, потому что были призваны одним Сталинским райвоенкоматом города Горького. И вновь для нас загадка: кто же из них дошел до Берлина?
Первым на глаза попался наградной лист ефрейтора Тарабурина Сергея Ивановича. 10 февраля 1945 года он был представлен к награждению медалью «За отвагу».
«При наступлении противника на населенный пункт Шаререльеш (Венгрия) под сильным артиллерийским обстрелом действовал смело и мужественно, презирая смерть, отдавал все силы, чтобы дать наиболее быстрый темп стрельбы, благодаря чему было отбито несколько атак и подбито два танка, что во многом способствовало задержке наступления противника. Получив ранение, был эвакуирован в госпиталь».
Ранение, по всей видимости, было серьёзным, и он мог не восстановиться к боям за Берлин, тем более, что его дивизия в штурме Берлина не участвовала.
А вот Тарабурин Клавдий Иванович в Берлине оказаться мог. Доехал он туда на своем «ЗИСе», на котором начал войну еще под Москвой.
Мы совершенно случайно нашли его первый наградной лист. Почему случайно? А как вы думаете, если он там числился под фамилией Тарабукин?
Войну Клавдий Иванович Тарабурин начал 26 июня 1941 года, когда был призван водителем в 462-й отдельный автотранспортный батальон. О начале боев под Москвой говорила медаль за оборону столицы. А орден Красной Звезды он получил 20 июня 1944 года.
«Тарабурин прибыл на фронт на своей машине «ЗИС-5» из народного хозяйства. За три года работы в автобате не имел ни единой аварии или поломки. Благодаря любовному отношению к сбережению матчасти и умелому вождению в любых дорожных условиях тов. Тарабурин достиг межремонтного пробега в 45000 километров, против — 35000. За это время он перевез 863 тонны груза, сэкономив 453 литра горючего.
В последние дни тов. Тарабурин показал новые образцы в работе. При перевозке боеприпасов со станции Осовец в районе Мельковки вместо нормы три рейса систематически выполнял четыре рейса.
Тов. Тарабурин за высокие образцы в работе награжден нагрудным знаком «Отличный шофер» и имеет ряд поощрений от командования.
Тов. Тарабурин вполне заслуживает правительственной награды».
Всю войну Клавдий Иванович прослужил в одном автотранспортном батальоне при 2-м Белорусском фронте. А поскольку его батальон числился отдельным, не приписанным к конкретной части , то и задания он выполнял разные. А в основном это была подвозка снарядов из армейских складов на передовую. Машины, везущие боеприпасы, были желанной целью для авиации противника и вражеской артиллерии.
11 марта 1945 года красноармейца Тарабурина Клавдия Ивановича представили к награждению медалью «За отвагу». А это еще один след в нашем поиске.
«Работая на своей машине с первых дней войны, тов. Тарабурин наездил 151 тысячу километров без единой аварии, сэкономив при этом 975 кг бензина.
В нынешней наступательной операции, работая главным образом по доставке боеприпасов 540-му минометному полку, попал под обстрел. Несмотря на сильный минометный обстрел, он геройски выполнил свой долг: вывел из-под огня свою машину, затем машину раненого товарища, уложив последнего на крыло автомашины.
Тов. Тарабурин неустанно работает по доставке боеприпасов из Унислава и Максталя на армейские склады, и за весь период зимнего наступления его машина не имела ни единого дня простоя в ремонте, систематически работала по 20 часов в сутки.
Его работа высоко оценена Военным Советом армии. За службу ему 14 раз выносили благодарности. Он награжден орденом Красной Звезды и нагрудным знаком «Отличный шофер».
Своей работой в зимнем наступлении и геройским подвигом по спасению автомашин и раненого товарища заслуживает правительственной награды — медали «За отвагу».
Только вдуматься в строчки наградного листа — шофер Клавдий Иванович Тарабурин проехал 151 тысячу километров по дорогам войны. Три земных экватора…
Больше, к сожалению, мы ничего не знаем о нём. Где он работал после войны, тоже неизвестно. Когда время от времени газеты искали тех, кто оставил свои подписи на рейхстаге, он тоже не откликнулся. Может быть, не знал. Нам хотелось найти фотографию Клавдия Ивановича Тарабурина, но по довоенному адресу в Нижнем Новгороде уже никто не живет.
Из его биографии известно, что он 1911 года рождения, родился в селе Рождественно Большемурашкинского района.
Быть может, кто-то его знал и откликнется.
В Бундестаге работает гидом Карина Феликс. Ее имя хорошо знают русские экскурсанты, потому что она ведет экскурсии на русском языке. Изучение и расшифровка надписей советских солдат стали для нее делом жизни. Она всегда говорит приезжающим: «Подлинная жизнь автографов начинается тогда, когда нам удается узнать их авторов».
С Кариной Феликс мы договорились, что если найдем фотографии наших земляков, оставивших свои автографы на развалинах рейхстага, то обязательно вышлем ей. А она пообещала, что опубликует их в следующем издании книги «Когда оживает история: исторические граффити Красной Армии в здании рейхстага и их авторы».
Так что продолжим поиск!
Материалы подготовили Вячеслав ФЁДОРОВ, Анастасия СЕРГЕЕВА, Андрей ДМИТРИЕВ.
Берлин — Нижний Новгород.
На снимках:
Рейхстаг в наши дни.
Норман Фостер — всемирно известный британский архитектор, сохранивший для Истории автографы Победы…
Открытая книга Истории…
Карин Феликс — ведущий специалист рейхстага по изучению «русских граффити».
Победный автограф нашего земляка — Сатарова.
Не всем удалось штурмовать рейхстаг. Уже после победы солдаты приезжали посмотреть на него.
Через несколько дней после победы стены рейхстага были расписаны автографами победителей.
Высота не была помехой…
Автограф еще одного нашего земляка Клавдия Ивановича Тарабурина.
#газета #землянижегородская #рейхстаг #победа #надпись #память