04.03.2019

БЕЗ ВОДИТЕЛЯ, НО С ИНТЕЛЛЕКТОМ

В эти дни, с 26 февраля по 5 марта, на полигоне в подмосковном Дмитрове проходят первые в России испытания беспилотных автомобилей в условиях зимних дорог. Одна из команд, участвующих в престижном технологическом конкурсе, призовой фонд которого составляет 175 миллионов рублей, представляет Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева. В вузе совместно с заводом «ГАЗ» создали прототип беспилотного электромобиля. О том, как работают «машины будущего» и как в перспективе может измениться жизнь на дорогах, мы узнали, побывав в Институте транспортных систем НГТУ.

Технологии будущего

Автомобиль, который выполняет работу водителя и сам может отвезти пассажиров по заданному маршруту, давно не научная фантастика. Например, такие машины уже можно встретить на дорогах США. Конечно, у нас это пока трудно представить. Но отечественные инженеры работают над этим. — Мир сейчас движется в сторону умного транспорта — беспилотных летательных аппаратов и автомобилей, — рассказывает директор Института транспортных систем НГТУ, кандидат технических наук Антон Тумасов. — Инженеры давно задумываются над тем, как исключить человека из процесса управления транспортным средством, поручив это искусственному интеллекту. Мы решили не отставать и вместе с постоянным партнером — заводом «ГАЗ» создать свой прототип для наших российских условий. Идея разработать беспилотник появилась в начале 2017 года. Сейчас в техническом вузе сложилась целая команда, которая этим занимается. Это преподаватели, молодые ученые, аспиранты, студенты — специалисты в разных дисциплинах: программисты, электрики, автомобилисты. Они и разработали действующую модель беспилотного электромобиля на базе пассажирской «ГАЗели NEXT».

Машины будут умными

— Вначале работа велась над отдельными системами автомобиля, — объясняет директор института. — Например, чтобы машина сама поворачивала, необходимо создать интеллектуальное рулевое управление, чтобы она сама останавливалась, нужна «умная» тормозная система и так далее. Если объяснять в двух словах, это действует так. Беспилотный автомобиль должен сам ориентироваться в пространстве — следить за разметкой, определять пешеходов, распознавать дорожные знаки, светофоры, других участников движения. Для этого он оснащен разными сенсорами: видеокамерами, лидарами — оптическими системами, которые с помощью лазерных лучей сканируют пространство во время движения, радарами и другими. Получая информацию от сенсоров, искусственный интеллект видит, что творится вокруг в режиме реального времени. Блок управления воздействует на автомобильные системы: может повернуть, затормозить, объехать препятс твие. Всё это происходит в цикле, за доли секунды — и машина может двигаться сама. Стоит сказать, что сейчас еще не существует автомобилей, которые могут обходиться совсем без человека. Оператор — так называют водителя беспилотника — сидит на своем месте и, в случае чего, готов вмешаться в управление — нажать на тормоз или вывернуть руль. И вот тут перед инженерами встают уже не сугубо технические, а скорее этические вопросы. Что для человека психологически комфортней — просто сидеть и наблюдать за движением или самому управлять машиной? Всегда ли искусственный интеллект может принять правильное решение и как он поступит, если например, столкновение на дороге неизбежно? — В ближайшие десятилетия на эти вопросы предстоит ответить, — говорит Антон Тумасов. — Для нас это, как разведка боем — пока мы не начнем внедрять эти технологии, не поймем, с чем нам предстоит иметь дело. Но мы должны этим заниматься, иначе безнадежно отстанем… Сейчас инженеры учат машины самостоятельно передвигаться в тех условиях, в которых привык ездить человек. Но в мире уже стали задумываться над созданием цифровых дорог — такой дорожной инфраструктуры, где искусственный интеллект будет чувствовать более уверенно, чем реальный водитель.

В зимнем городе

Скептик скажет: какие, мол, на наших дорогах беспилотные автомобили — у нас и разметка не везде есть, и снега кое-где по колено… Понятно, что беспилотники для таких условий должны обладать особыми характеристиками. Цель конкурса Up Great «Зимний город», на котором как раз сейчас выступает команда нижегородского политеха, создать беспилотный автомобиль, который способен передвигаться в экстремальных условиях русской зимы. Он проводится в рамках Национальной технологической инициативы и направлен на поиск прорывных решений в сфере беспилотного транспорта. Для квалификационных испытаний были отобраны 13 команд из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Ульяновска, Курской, Владимирской, Ростовской и Челябинской областей. — Мы будем участвовать в заездах на полигоне, где воспроизведены реальные городские зимние условия: есть занесенные снегом дорожные знаки, светофоры, пешеходы, другие участники движения, — рассказывает Ксения Шашкина, выпускница НГТУ, ведущий инженер лаборатории Института транспортных систем, единственная девушка в команде беспилотника. С Ксенией мы встретились перед самым отъездом на испытания, остальные члены команды вместе с авто мобилем в тот момент уже отбыли в Дмитров. — Беспилотники должны будут выполнить серию заданий, с помощью которых проверят их способность адекватно распознавать и реагировать на дорожные ситуации даже при плохой разметке, наледи, — продолжает инженер. — Например, надо будет объехать препятствия на пути, двигаться в пробке, проехать нерегулируемый перекресток и многое другое. В этот момент в кабине беспилотника никого не будет, он должен двигаться самостоятельно. Заводится машина с пульта дистанционного управления. Участники, набравшие нужное количество баллов, пройдут в финальные испытания, которые состоятся в декабре. Победит команда, чей беспилотник сможет проехать 50 километров по зимним дорогам менее, чем за три часа, при этом соблюдая все правила дорожного движения. Участники, которые справятся с этой нелегкой задачей, разделят немалый призовой фонд. Мы пожелали удачи нижегородской команде… По словам разработчиков, сейчас мы стоим перед так называемым технологическим барьером — новая технология уже существует, но необходимо совершить некий прорыв, сделать шаг, чтобы она вошла в реальную жизнь. Вспомните, лет пятнадцать назад мобильные телефоны были не у всех, мало кто мог представить, что скоро каждый школьник будет носить в кармане миниатюрный компьютер — современный смартфон. Дроны можно было увидеть разве что в фантастических фильмах, сейчас они уже вовсю используются. Наверное, так будет и с беспилотными автомобилями.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора и из архива

Института транспортных систем НГТУ.

#газета #землянижегородская #наука #беспилотник #технологии #автомобиль