ПЕСЧАНАЯ ЗЕМЛЯ НЕ РОВНЯ ЧЕРНОЗЁМУ

Чем труднее хлеб, тем крепче люди

Особая зона риска

Различные программы поддержки сельхозпроизводителей, безусловно, не только действенная мера по стимулированию, но и залог элементарного выживания сельского хозяйства. Однако при распределении субсидий и льгот до сих пор не берётся во внимание, что север области, по сути, особая зона риска, обусловленная более суровым климатом, бедными почвами, слабо развитой инфраструктурой и системой коммуникаций, другими факторами. Себестоимость произведённой здесь продукции значительно выше, чем в центральных и южных районах, особенно чернозёмной полосы. Этими мыслями поделится руководитель СПК «Путь к новой жизни» Воскресенского района Андрей Мозжанов.

— Думаю, целесообразно было бы выделить север области отдельно, увеличить помощь, но, увы, её объёмы сокращаются, — высказывает мнение Андрей Николаевич. — Взгляните на цифры, в 2013 году наше хозяйство получило несвязную поддержку в размере более двух миллионов рублей, а в 2018-м только 950 тысяч. То же самое касается и дотаций по молоку. В 2014-м предприятие было субсидировано на сумму порядка трёх с половиной миллионов, а в 2018-м нам перечислили чуть больше двух…

Расчёт размера ставки по несвязной поддержке осуществляется по коэффициенту плодородности почв, который определяет агрохимическая служба. Исследования земель в Воскресенском районе, проводившиеся в 2011-м, показали, что кислотность нарастает. В этом году по плану вновь должен проводиться анализ. В «Пути к новой жизни» не исключают, что результаты химобследования повторят картину уже далёкого 1969-го, когда степень окисления площадей доходила до пяти. В советские времена активно велось известкование почв, чтобы восстановить их плодородность. В последний раз эти мероприятия проводились тут в 2005 году, то есть четырнадцать лет назад. Между тем, от сезона к сезону отмечается падение урожайности.

Стоит добавить, что в Воскресенском районе почвы бедные уже по своему составу — песчаные. Чуть подсушило, возникает острый дефицит влаги, а пойдут дожди, наоборот, слякоть такая, что техника в поле въехать не может. Зерновые на продажу в здешних условиях не вырастишь. Пробовали в хозяйстве производить картофель, но слабая урожайность при обвале закупочных цен сделала отрасль нерентабельной. Пришли к выводу, что годятся земли лишь для формирования кормовой базы. Отсюда основной ориентир предприятия — молочное животноводство. Из 37 миллионов рублей, заработанных в прошлом году, 29 дало именно молокопроизводство.

Жить по средствам

— В марте этого года будет одиннадцать лет, как я возглавляю хозяйство, — рассказывает Андрей Мозжанов. — Перевёлся сюда из сельхозуправления двадцатишестилетним специалистом. Попал в сильную команду настоящих профессионалов, которые научили меня, как надо работать на земле и относиться к делу. Созданное в 1960-х предприятие никогда не меняло название, лишь в 1997 году из колхоза реорганизовалось в СПК. Благодаря предыдущему председателю Павлу Васильевичу Судареву оно сумело выжить в непростые времена. Удалось избежать попадания в программу «ЗерНО», что позволило не разбивать землю на паи и остаться в прежних границах. Сейчас в районе мы, пожалуй, самое крепкое предприятие, где сохранились и животноводство, и растениеводство.

На трёх молочнотоварных фермах и трёх телятниках содержится приблизительно 1000 голов КРС, из которых порядка 400 — коровы дойного стада. В 2013 году «Путь к новой жизни» полностью прекратил поставку продукции на местный молокозавод, заключив контракт с крупным переработчиком. Более выгодная закупочная цена и отсутствие бремени доставки молока потребителю значительно повысили прибыльность.

Фермы рассредоточены по деревням. Им уже по сорок с лишним лет, часть переоборудована из ранее заброшенных строений. Рады бы возвести современные объекты животноводства с беспривязным содержанием, да таких средств нет. Чтобы построить двор хотя бы на двести голов, необходимо найти как минимум двадцать пять миллионов рублей. Даже если по областной программе половину вернут, это колоссальные затраты. Приходится путём реконструкций поддерживать состояние того, что есть. Правда, в 2016 году на собственные средства хозяйство построило холодный ангар для молодняка. Вот только с резким падением закупочных цен на молоко подобных проектов предприятие себе позволить уже не может.

— Строительство комплексов на тысячу с лишним голов сейчас в основном под силу разве что агрохолдингам, поэтому лично меня тревожат сомнения, а не поглотят ли они львиную долю средств, выделенных на развитие сельского хозяйства области, которые в этом году увеличили на 25 процентов, — продолжает Андрей Мозжанов. — У нас в районе объёмы производства продолжат падать. Вдумайтесь только, до 1990 года здесь содержалось около 25 тысяч голов КРС, из которых 7000 — коровы дойного стада. Сейчас же мы на весь район имеем лишь 1200 животных общего поголовья. Да у нас в отрасли некогда больше пяти тысяч человек трудилось, а сейчас дай бог сотни полторы наберётся.

Ждите молочника

Когда цены на молоко ещё позволяли не только покрывать себестоимость, но и иметь ощутимую прибыль, можно было строить планы на перспективу — думать о внедрении технологий, модернизации производства. К осени 2016 года за литр молока «Путь к новой жизни» получал 22 рубля, и это был самый высокий доход за всю его новейшую историю. Цена держалась почти до мая 2017-го. Прибыль дала возможность подтянуть материально-техническую базу, обновить семенной материал, закупить удобрения. Уже в следующем январе молоко стоило меньше двадцати рублей, а прошлым летом его пришлось сдавать вообще по шестнадцать.

Ситуацию ухудшило сокращение субсидирования, а также удорожание ГСМ. В итоге в 2018 году предприятие получило прибыли на три миллиона меньше, несмотря на то, что увеличило объём производства на 35 тонн. Вот такой парадокс. В поисках выхода в прошлом году крестьяне организовали выездную торговлю — два раза в неделю бочка молочника приезжает в райцентр и два раза посещает близлежащие населённые пункты. Торгуют по цене 35 рублей за литр, спрос хороший: натуральный продукт всегда востребован. С окончанием дачного сезона выручка уменьшилась ненамного, значит, основной покупатель — местное население. Есть смысл развивать это направление — создавать переработку, а может, даже свою торговую сеть.

Для поднятия энергонасыщенности кормов на предприятии решили добавить в рацион коров плющеную кукурузу. Недавно из Богородского района по приемлемой цене привезли на пробу одну машину. Надо будет закупить и овса, с ним проблем в области нет, чего не скажешь про качественный ячмень — его, скорее всего, придётся искать за пределами региона.

Ну и, конечно, нельзя обойти стороной проблему дефицита кадров. На севере области она стоит особенно остро. Средний возраст работников в хозяйстве — старше пятидесяти лет. Правда, не так давно пришло несколько молодых механизаторов, воспользовавшихся областной программой поддержки. Андрей Мозжанов надеется, что принятые региональной властью меры по стимулированию кадрового потенциала действительно изменят ситуацию. Смущает его только объём средств, выделяемых под них, он остаётся на уровне 2018 года, а ведь цены выросли, включая стоимость того же жилья. В настоящий момент «Путь к новой жизни» в первую очередь нуждается в зоотехнике и ветеринаре. Если найдутся достойные кандидаты, крышей над головой их обеспечат. Ну и интересной работой, конечно. Для жизни и труда на земле имеется практически вся социальная инфраструктура — детсад, медпункт, почта, Дом культуры, библиотека, осуществляется доставка автобусом детей в школу. Центральная усадьба Бараново и соседняя Осиновка — газифицированы.

Ярким примером укоренения молодёжи на селе служит сам председатель. Андрей Мозжанов и его супруга Мария по программе поддержки построили дом, где растят троих ребятишек — Матвея, Полину и Ивана. Возможно, этим детям посчастливится работать в качественно новом — перспективном, технологичном и прибыльном сельском хозяйстве.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

Воскресенский район.

 

#газета #землянижегородская #воскресенское #хозяйство #животноводство #растениеводство