28.02.2019

СПАСАТЬ БУДЕМ ИЛИ ОПЛАКИВАТЬ?

Из Воротынского района пришло тревожное известие: «В деревне Надеждино Чугуновского сельсовета гибнет дом крестьянина Петрова — объект культурного наследия федерального значения. Собственники живут очень скромно и не могут продать дом. Они готовы безвозмездно передать его кому угодно. Крыша уже сгнила и начал гнить сруб. Гибнет уникальная резьба по дереву. Нужна срочная консервация, хотя бы временная крыша. В районе уже погиб один объект федерального значения — деревянная церковь в селе Шокино. Остался этот памятник старины. Районная администрация не может принять никакого решения, так как памятник культуры не её собственность. Кто сможет помочь? К кому обратиться?»

А решение надо принимать незамедлительно, иначе наступающая весна может быть последней в биографии этого дома.

Это не первое тревожное сообщение о судьбе уникального дома в деревне Надеждино Воротынского района. Каждое лето туристы, побывавшие в Надеждине, бьют тревогу в интернете, сообщая об увиденном. Но все их сообщения, хоть и вызывают очередную волну возмущения, но остаются без внимания.

Газета «Земля нижегородская» тоже не обходила вниманием этот дом. И сегодня мы вам о нём напомним.

В старом справочнике «Памятники истории и культуры Горьковской области» сказано, что охраняемый памятник архитектуры с глухой домовой резьбой — дом П.И. Петрова — можно отыскать в деревне Надеждино Воротынского района. Как далее сказано: «Дом отличается высоким качеством исполнения и хорошей сохранностью». Выпуск справочника датирован 1987 годом. Для тех лет упоминание о хорошей сохранности дома верно. Дом был жилой и ухоженный. Но за 35 прошедших лет ситуация в корне изменилась. Дом давно не жилой, а как известно, дома, в которых никто не живет, гибнут быстро.

Мы и сами не поверили в его сохранность, когда первый раз приехали в Надеждино. В наши годы многие страницы из того старого справочника можно было уже вырывать и выбрасывать. Охранных объектов разного ранга уже не существовало. Особенно досталось нижегородской домовой резьбе, которой мы до сих пор гордимся. Она спокойно догнивала свой век, или её просто сдирали и увозили в неизвестных направлениях. Но этот дом в Надеждине был цел и невредим. Как оказалось, у него был свой хранитель. «Михаил Петрович Петров», — отрекомендовался подошедший к нам мужчина. Он был хозяином дома в третьем поколении.

Это его дед Иван Петров заготавливал лес за Волгой. И зимой, когда река крепко встала, одним днем, наняв десятка два подвод, перевез «дерева» на высокий речной берег, на «красное» место, с которого открывался широкий вид на пойму реки. Он решил строить «полудомок». В этих местах так называли дома, у которых низ был кирпичный, а верх деревянный. И непременно с украсом, для чего и позвал резчиков из Семёнова.

Возникает невольный вопрос: если дом строил Иван Петров, значит и зваться он должен домом И. Петрова, в справочнике, который мы с вами перелистали, имя другого человека — П.И. Петрова. Почему же так? А получилось всё просто: составители справочника записали владельцем дома сына его основателя — Петра Ивановича Петрова. Тем самым определили его в хранители дома, который к тому времени стал памятником государственного значения, как образец народной архитектуры и народного творчества. Затем эстафета сохранения дома перешла к его сыну — Михаилу.

Вот такая была история.

А продолжение её поведал Михаил Петрович.

Дом строился на большую семью, а в последнее время лишь летом наезжала в него дочь Михаила Петровича с детьми. Сам же он жил в соседнем маленьком доме. Резной шедевр топить всю зиму впустую было накладно. Конечно, местная власть могла бы поддержать хранителя и, скажем, обеспечивать бесплатно машиной дров на зиму для поддержания резного шедевра, но это было не предусмотрено.

— Надо бы ставни закрыть. Ветер дом выстуживает. Но как закроешь, люди едут резьбу смотреть. Как только они про дом-то узнают?

А ответ на этот вопрос был простым. Многие издания, рассказывающие о народных резчиках, воспроизводили этот дом в Надеждине — и стал он всем знаком. Приезжали сюда и кино снимать, а уж сколько фотографов его «портрет» с собой увезли, не пересчитать.

Приезжали не только полюбоваться резьбой, но и уговаривали хозяина дома всю эту красоту продать, сулили хорошие деньги.

— Пока буду жив, красота будет на месте. Только вот мне уже восемьдесят, сколько еще продержусь, А там…

Вот это «а там» и наступило. Дом остался хоть и не бесхозный, но нынешние хозяева справиться с ним не могут.

В дом уже зайти невозможно, того и гляди что-нибудь рухнет, поэтому приезжающие сюда туристы выслушивают экскурсовода на улице и лишь представляют себе, что «в доме сохранилась русская печь с изящными печурками и деревянным опечьем, посудный шкафчик, лавки и полавочники, кухонный стол-залавок».

Для более тонких знатоков народной архитектуры стоит добавить, что «характер резьбы дома Петровых наглядно показывает эволюцию этого народного искусства от классически строгих фасадов 1820-х гг. с акантовым орнаментом резьбы к сплошному заполнению фасада сложным убором».

Все это пока еще можно рассмотреть.

Что же будем делать с домом Петровых: сохранять или ну его — оплакать легче? Мы к этому более приучены.

Вячеслав ФЁДОРОВ.

Фото Николая МОШКОВА.

Резьба на доме в Надеждине уникальная.

Последним хранителем дома был Михаил Петрович Петров.

 

#газета #землянижегородская #воротынец #надеждино #дом