Posted in Культура
07.02.2019

ЗДЕСЬ ВСЁ РОДНОЕ

Недавно в селе Татарское Маклаково появилось новое место притяжения — в сентябре в здании Дома культуры открылся краеведческий музей, который был филиалом Народного исторического музея Спасского района. К его открытию готовились два года, всем миром собирали экспонаты, обустраивали стенды. Теперь сюда любят заглядывать и местные жители, и гости, здесь можно узнать всё об истории села, увидеть любопытные предметы прошлого.

— Чем татарская изба отличается от русской? — вместе с методистом Татаромаклаковского краеведческого музея Санией Магжановой мы остановились в той части экспозиции, которая рассказывает о традиционном татарском жилье.

— Та же, что и в любой крестьянской избе: печка, небольшая кухонка, старая мебель, люлька, подвешенная к потолку. Жили просто, — рассказывает Сания Измаиловна. — Но в стороне, обращенной на восток, обязательно было место для сотворения намаза, здесь стелили коврик и читали молитвы, держа в руках четки. Рядом стоял кувшин для омовения.

В 1621 году 100 служилых татар основали две деревни на речках Черная и Моклоковка. Вскоре они разрослись и объединились в одно большое село, названное Татарским Маклаковым. В те времена основным занятием служилых татар было охранять засечную черту, нести пограничную службу. В 1718 году, в царствование Петра Первого, их приписали к ведомству Казанской казенной адмиралтейской конторы и, вместо боевой службы, их стали привлекать к заготовке корабельной древесины для верфей.

Прозвали их лашманами. За службу государству освободили от налогов. Основным источником доходов для татар стал отхожий промысел. Маклаковцев можно было встретить на пристанях, они работали охранниками на Нижегородской ярмарке, зарабатывали на выступлениях с медведями и продаже мелкого товара. Были в селе и зажиточные крестьяне, которые пополняли ряды купечества.

Мусульманские общины-махали возглавляли имамы. Первая мечеть в Татарском Маклакове была построена в XVII веке, а на рубеже XIX-XX столетий их действовало семь — в музее хранятся чертежи. При мечетях были учебные заведения — медресе. В советские годы, когда религия не поощрялась, мечети закрылись, но жители села сохранили веру, обучение Корану не прекращалось, хоть и велось тайно. В краеведческом музее можно увидеть священную книгу мусульман на арабском языке, переписанные от руки суры.

В наши дни в селе действуют две мечети.

В музее есть стенды, посвященные местному сельхозпроизводству, образованию и культуре, Великой Отечественной войне.

О том, как жили люди в селе, можно узнать, рассмотрев старинные вещи, которые использовали в обиходе в прошлом. Все эти предметы быта принесли в музей жители села. На выставке представлены всевозможная деревенская утварь, жернова, маслобойка, керосиновые лампы, прялка, утюги и многое другое. По словам Сании Измаиловны, посетители всегда с интересом задерживаются здесь, ведь такие вещи в сёлах в диковинку.

— Мы бережно храним работы местных мастериц — подзоры, наволочки, свадебные полотенца, вышивки, которыми украшали дома, образцы татарской национальной одежды, — показывает экскурсовод. — Это всё наше, родное.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Спасский район.

#газета #землянижегородская #спасское #музей