ПУТЬ ВЕДЁТ В СТРАНУ ОЛЕНЬЮ
Встает на ноги производство, дающее импульс развитию территории
Экзотика, ставшая реальностью
Когда-то якутский певец Кола Бельды с северным колоритом наполнял эфир звонкими строчками: «Борзый конь — хорошо, и ишак — хорошо, и верблюд — хорошо, а олени лучше!». Тогда это воспринималось как романтическая экзотика, зовущая покорять бескрайние тундру и тайгу. Однако и сейчас для большинства олень предстаёт скорее символом благородства и грациозности, нежели сельскохозяйственным животным широкого назначения. А для нижегородцев — это и напоминание о гербе. Но ещё в конце прошлого года начальник сельхозуправления Борского округа Илья Храмов обмолвился, что на территории района готовится к запуску принципиально новый для всей области животноводческий проект — оленья ферма. Инициатором стала глава КФХ Екатерина Плеханова, оформившая своё предприятие в 2017 году. И вот на Бору появились первые олени…
— Фермеры выкупили порядка тысячи га неиспользующихся земель, чтобы на этой площади заниматься разведением благородного оленя и его более крупного подвида — марала, — говорит Илья Храмов. — Речь идёт преимущественно о мясном животноводстве, поэтому воспетый северный олень тут не подходит — его мясо менее питательно и не обладает столь высокими вкусовыми качествами. Были определены два поставщика. В декабре на борскую землю из Калининграда прибыла партия благородных оленей — 120 голов, из них пять самцов. Животные польско-английской крови с прекрасной родословной. В скором времени из Алтайского края сюда прибудет ещё 50 маралов. В целом создающийся объект рассчитан на тысячу голов. Планируется открыть собственную линию глубокой переработки в кооперации с другими предприятиями.
Впрочем, фермеров интересует не только мясное производство. Побывав на Алтае, они с удивлением узнали, что практически весь туристический бизнес этого региона сформирован вокруг восточной медицины, для которой основным источником здоровья и долголетия издревле считаются панты — молодые оленьи рога. Фармацевтическая промышленность использует их для производства порошков, таблеток, настоек, бальзамов, а также концентратов для приёма пантовых ванн. Целительные свойства пантов давным-давно были открыты китайцами, поэтому Китай и является их главным потребителем, наравне с другими дальневосточными странами. На Бору подумали: а почему бы не создать пантовое производство и у нас?
Всходы в прямом эфире
Совсем недалеко от села Ивановское в соседнем Лысковском районе расположен Макарьевский монастырь — одна из жемчужин области, ежегодно привлекающая к себе тысячи гостей со всего света. В их туристический маршрут можно было бы включить посещение оленьей фермы, где гости увидели бы прекрасных животных, купили продукцию собственной линии переработки, приняли пантовые ванны. Если же пойти ещё дальше, в здешних лесистых местах можно было бы создать что-то типа охотхозяйства, куда бы охотники, оплатив абонемент, приезжали за богатыми трофеями. Ну а растущая инвестиционная привлекательность наверняка поспособствует созданию вокруг оленьей фермы целой инфраструктуры. К тому же в этом году в рамках программы регионального министерства сельского хозяйства должно быть завершено строительство магистрального газопровода, и в 2020-м в Ивановское придёт газ, что тоже немаловажно для дальнейшего развития территории.
Планов много, и все они открывают широкие перспективы и для фермеров, и для района, но сейчас идёт пора становления хозяйства, и, значит, с мечтами пока нужно повременить — ждёт долгая и кропотливая работа.
Вводом земель в оборот предприятие занялось ещё в 2017 году, сразу же после создания. Почти три десятка лет эти площади не обрабатывались и успели порасти лесом. Раскорчёвывание потребовало немало финансовых и технических ресурсов. Фермеры решили бороться с деревьями не «огнём и мечом», а использованием современных природосберегающих машин. Это даже не борьба, ведь сосны бережно выкапываются вместе с корневой системой и высаживаются вдоль кромки возделываемых полей. Таким образом, фермеры получают живую изгородь вокруг своих угодий, которая помимо прочего будет задерживать на пашне снег.
В общей сложности было разработано порядка 180 га земли, из которых 90 га в 2018 году уже засевались. Растениеводство ведётся в режиме электронного сопровождения, с помощью установленных веб-камер можно в реальном времени следить за состоянием всходов. Удачный сев позволил запасти около 400 тонн сенажа, чего вполне хватит на зимний период. Заготовка сенажа производилась по современной технологии — после укоса трава подвяливалась, а потом её прессовали и обматывали рулоны плёнкой. Кормовая база в оленеводстве не столь требовательна, как скажем в молочном животноводстве. Содержание — полувольное, олени находятся в вольерах площадью в 10 га, где питаются подножным кормом. Под вольеры выделено 300 га. Эти площади сначала разработали и засеяли многолетними травами. Когда ложится снежный покров, олени переводятся в так называемые зимники, где подкармливаются концентратами, сенажом и овсом.
В том числе по программе
Вольеры огорожены специальной сеткой со скользящим узлом. Она изготовлена из таких материалов, которые позволяют избегать травмирования животных. Высота ограждений — около двух метров. Рядом возвели ангары и бытовые помещения. Наиболее крупных вложений потребовало создание парка сельскохозяйственных машин. Фермеры обеспечили себя всей необходимой техникой — тракторами, косилками, травяными и зерновыми сеялками, навесным оборудованием для почвообработки. Хорошо, что по областной программе удалось получить компенсацию на их приобретение.
Думают в фермерском хозяйстве и о кадровом потенциале. Чтобы привлечь толковых молодых специалистов, здесь хотят приобрести землю под жилищное строительство. Сначала нужно построить, как минимум, два дома, так как для ухода за животными достаточно двух человек. Всего же в хозяйстве трудятся сейчас пять сотрудников, включая механизаторов и земледельцев. Недавно в штат взят главный зоотехник Дмитрий Ерёмин, который уже познакомился с опытом калининградских и алтайских оленеводов, а также участвовал в отборе лучших животных для транспортировки на Бор. Создавая жилищный фонд, фермеры тоже рассчитывают на поддержку из бюджета области. Ну и, конечно, продолжится работа по расширению производственных линий. Поголовье будет расти, поэтому мощностей должно хватать.
— Приобретённые нами самки — стельные, в мае-июне у них должно появиться потомство, — рассказывает глава КФХ Екатерина Плеханова. — Стадо организуем из расчёта, что один самец формирует вокруг себя гарем из 20-25 олених. Наша основная задача сейчас — по максимуму засеять всю приобретённую землю, чтобы создать обширные пастбища.
Екатерина Всеволодовна — фермер начинающий, поэтому вполне может рассчитывать на областной грант, который пошёл бы, скажем, на увеличение поголовья. Вот только, к сожалению, олень пока не занесён в перечень сельскохозяйственных животных. Но фермеры считают, что это вопрос времени, ведь культура потребления всё больше тяготеет к натуральным диетическим продуктам, к каковым, безусловно, относится и оленина. Данная отрасль, по мнению Екатерины Плехановой, сулит в нашей полосе ощутимую прибыль. Отсутствие конкурентов, близость областного центра с его рынками, хорошая логистика дают все шансы на успех. Это же касается и агротуризма. Жители мегаполиса будут рады, не тратя долгие часы на дорогу, оказаться в стране оленьей, чтобы отвлечься от городской суеты. Ещё Кола Бельды пел: «И трамвай — хорошо, и троллейбус — хорошо, и метро — хорошо, а олени лучше!»
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.
Борский округ.
Фермеры решили бороться с деревьями не «огнём и мечом», а использованием современных природосберегающих машин. Это даже не борьба, ведь сосны бережно выкапываются вместе с корневой системой и высаживаются вдоль кромки возделываемых полей. Таким образом, фермеры получают живую изгородь вокруг своих угодий, которая помимо прочего будет задерживать на пашне снег.
Отсутствие конкурентов, близость областного центра с его рынками, хорошая логистика дают оленеводству все шансы на успех.
#газета #землянижегородская #бор #олени #фермеры #ивановское #перспективы