32_2011_5-1
Posted in Экономика
11.08.2011

Самое сладкое слово

«Лесная ягода», «кленовый сироп с грецким орехом», вареная сгущенка, шоколадные кремы на молочной основе — все это наполнители для мороженого. Их «ГАММИ» производит в огромном ассортименте — более 100 наименований.
Продукция компании практически не содержит красителей и консервантов, поэтому очень востребована производителями мороженого, в том числе из других регионов.
Это уже не первая встреча за «круглым столом» о качестве продуктов, производимых в Нижегородской области. Мы обсуждали проблемы хлебопеков и тех, кто выпускает молочные изделия, а в первую очередь трудности потребителей и их претензии, предъявляемые к производителям.
Иная ситуация сложилась на этот раз. По словам Татьяны Бурковой, начальника отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, нареканий по поводу качества нашего нижегородского мороженого у покупателей нет, бывают претензии по поводу условий его реализации.
Нижегородскую область можно, пожалуй, назвать не только столицей Поволжья, но и столицей мороженого. У нас работает пять фабрик по его производству. Ни в одном другом регионе, кроме Москвы, столько нет.
На встрече присутствовали представители четырех предприятий. Старейший производитель сладкого лакомства — хладокомбинат «Заречный» в Нижнем Новгороде. Еще наши мамы и папы с удовольствием ели его эскимо и пломбиры.
— Наше предприятие, — сказал генеральный директор хладокомбината Александр Мельников, — использует для производства только натуральное молочное сырье. То есть работает строго по ГОСТу. Рецепты — опять же строго классические, известные еще с советских времен. Выпускаем любимые всеми эскимо, пломбиры белые и шоколадные. Наполнители — от фирмы «ГАММИ». Очень популярно эскимо «Горы», пломбир «БАО» и другие.
— У нас старые стены, классические рецепты, — добавляет директор фабрики мороженого ОАО «Хладокомбинат «Заречный» Людмила Кораблева, — а вот оборудование современное, итальянское.
Как известно, мороженое сейчас выпускается либо по
ГОСТу, то есть из натурального молочного сырья, либо по техническим условиям (ТУ) — для него используются растительные жиры. Нижегородские мороженщики, за исключением «Заречного», работают в том и другом направлениях.
Например, борское предприятие «Колибри», кроме множества настоящих пломбиров и эскимо, выпускает очень вкусный «рожок» на растительной основе. Кстати, именно с легкой руки специалистов «Колибри» этот самый рожок впервые появился у нас в области.
— Предприятие наше постоянно развивается, в июле запустили новую линию, это позволило уйти от ручного труда. Все, вплоть до упаковки, делают машины. Причем мы и рожки сами печем, вафли и глазурь делаем, — рассказывает Ольга Панфилова, заведующая лабораторией фабрики. — Выпускаем продукцию в мелкой упаковке, есть порции побольше, на семью, есть в виде тортиков.
«Пижон», «Поспел», «Вишневое» — такие названия наверняка знакомы многим ценителям лакомства. Производит его под этими марками известная компания «Фабрика грез». А если вы пробовали «Вкусное детство», «Птичье величие», «Фисташковое» или «Шербет», то тоже наверняка не остались к ним равнодушны. Такое мороженое выпускается в Кстове, на предприятии ИП «Пашин».
— Предприятие наше молодое, — улыбается начальник лаборатории Валентина Колыга, — но его продукция уже полюбилась сладкоежкам.
Оно тоже работает как по
ГОСТу, так и по ТУ. Всего же сейчас на рынке присутствует 20 процентов мороженого, производимого из чисто молочных продуктов, и 80 процентов — с использованием растительных жиров.
— Мороженое на растительном жире — это не плохое мороженое, оно просто другое, — поясняет Наталья Рябова, главный технолог и завпроизводством ООО «Фабрика грез». — К тому же к продукции с растительным жиром применяются все более жесткие требования. Сейчас готовится ГОСТ на мороженое с растительным жиром. В чем плюс — такая продукция дешевле обходится и производителю, и покупателю. А что выбрать — более дорогое, молочное, или подешевле, с растительным жиром, — это каждый решает сам…
От изобилия мороженого — и нашего, нижегородского, и поступающего из других регионов — просто глаза разбегаются. Выбор сделать легче, если знать правила, с которыми познакомила Татьяна Буркова.
— Во-первых, — рассказала она, — мороженое ни в коем случае не должно быть деформированным или мягким. Температура хранения его в торговых точках — не выше минус 18°. Морозильный ларь должен быть закрыт. Упаковка мороженого не должна иметь повреждений. Конечно, обязательно надо смотреть на срок годности и на состав мороженого. Буквально недавно введен новый ГОСТ, согласно которому на лицевой стороне упаковки должно быть написано либо «Мороженое молочное», либо «Мороженое сливочное», либо «Пломбир». Эта продукция изготовлена полностью из натуральных молочных компонентов без добавления растительных жиров. А вот дальше уже может идти название. Например, «Ванильное с орехами». Либо, если употребляется растительный жир, опять же на лицевой стороне упаковки должно быть четко указано: «Мороженое с растительным жиром». И весь этот текст сделан единым шрифтом. Пока на предприятиях еще есть запасы упаковки, закупленной до принятия нового стандарта, но когда они закончатся, мороженое должно будет продаваться только в соответствии с новым ГОСТом.
Татьяна Алексеевна предупредила и о так называемых «фантазийных» названиях. Недобросовестные производители (к нижегородцам, по словам представителя Роспотребнадзора, это не относится) ищут лазейки, чтобы обмануть покупателя. Например, встречалось мороженое, на упаковке которого было написано «Пломбир», но английскими буквами! А внизу подпись — «Мороженое с растительным жиром». Это не пломбир, это «Plombir» — фантазийное название. Привлечь к ответственности такого производителя нельзя.
Покупать мороженое на улице с лотков в развес Татьяна Буркова тоже не рекомендовала. Его лучше брать в кафе, фуд-кортах крупных торговых предприятий, в столовых, то есть там, где продавцы имеют возможность соблюдать правила личной гигиены, хотя бы ту же упавшую ложку вымыть.
У потребителей свои заботы, у производителей — свои. Главная проблема мороженщиков, производящих лакомство из молочных продуктов, — качество сырья.
— Очень много фальсифицированного, — сетуют они. — В лабораториях проверяется прибывшая партия, скажем, сливочного масла. Сказано «100-процентное сливочное», анализ показывает — в составе растительные жиры. Приходится назад отправлять…
Другая проблема — закрепление кадров. Летом объемы производства огромны, зимой падают вдвое. Что делать с «лишними» работниками? Не сокращать же, ведь это люди обученные, знающие тонкости технологии. Решение этого вопроса в дополнительных производствах. Например, «Колибри» выпускает кондитерские и хлебобулочные изделия, кстовчане делают вафли, вафельные рожки и стаканчики.
Нижегородские мороженщики модернизируют не только производственные помещения. Появляются новые рецепты лакомства. По сути, это уже настоящий замороженный десерт, если в нем мороженое, печенье, фрукты, карамель.
Буквально на днях «Колибри» разработало новый пломбир под названием «Манхеттен» в натуральном шоколаде. Всего же каждая из нижегородских фабрик мороженого производит летом в сутки около 30 тонн лакомства. И все это продается и съедается мальчиками и девочками, папами и мамами.
«Мороженое» — наверное, самое сладкое слово для ребенка. А для взрослого оно как возвращение в детство. Значит, тоже сладкое.
Надежда МУРАВЬЕВА.
Фото Анастасии СЕРГЕЕВОЙ.
г. Н. Новгород.