ПОМЧИМСЯ ПО ВОЛГЕ С ВЕТЕРКОМ

Скоростные пассажирские суда должны вернуться на водные просторы

Люди постарше помнят, какое оживленное пассажирское судоходство было на реках нашей страны, когда их бороздили суда на подводных крыльях — «Ракеты» и «Метеоры». В годы перемен многие из них были распилены или проданы. Некоторые образцы до сих пор ходят в Греции, Китае, Австралии и Южной Америке. А в нашей стране пассажирское судоходство за последние 20 лет сжалось в четыре раза. Сегодня фарватеры большинства рек в основном используются для грузоперевозок.

Средний возраст пассажирских теплоходов в России более 30 лет, они строились еще в советское время. Но проекты современных судов есть у разработчиков. В качестве примера можно привести филиал Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева, находящийся в Чкаловске. Его посетили участники клуба парламентских журналистов при Законодательном Собрании области.

Здесь в свое время были созданы суда на подводных крыльях — «Метеоры», «Ракеты», «Кометы». Сегодня знаменитое КБ производит новый тип быстроходных кораблей на подводных крыльях — «Валдай 45Р». Его мы увидели в сборочном цехе.

— Уже сделано два таких судна, — рассказал первый заместитель генерального директора ЦКБ имени Р.Е. Алексеева Владимир Грачев. — В будущем году планируем сделать еще три. Таким образом, от опытных образцов перешли к серийным. Уже есть предварительные заказы от городов на Волге — Самары и Саратова, а также из Ханты-Мансийска. Два мы отдаем в Ханты-Мансийск. Три судна будут курсировать на туристических маршрутах от Нижнего Новгорода до Макарьева и Городца.

«Валдай» сможет перевозить 45 пассажиров со скоростью 65 километров в час. Это легкий и маневренный корабль. При своей малой осадке он может преодолевать мелководные участки, а кроме того, не нуждается в причале — корабль подойдет и к необорудованному берегу.

В сентябре этого года на заседании комитета Законодательного Собрания по транспорту и дорожному хозяйству депутаты рассмотрели вопросы, связанные с возрождением в регионе пассажирских перевозок водным транспортом. Был разработан план налаживания маршрута «Нижний Новгород — Городец» с использованием «Валдая 45Р». Рассмотрена финансовая составляющая с возможностью компенсации затрат перевозчику за счет средств областного бюджета.

— Корпус корабля при движении поднимается на подводных крыльях, — поясняет особенности конструкции директор по производству Андрей Асомчик. — За счет этого он практически не чувствует сопротивления воды — как будто парит над волнами. Первому судну дали имя «Ростислав Алексеев» в честь создателя кораблей такого типа.

Двигатель экологичен. Его шумность мала. Отсутствие волны после судна тоже очень важно, ведь в результате не разрушается береговая система.

Производство размещено на двух площадках — ещё одна расположена на территории завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Здесь ведется работа и над другими проектами морских и речных скоростных судов: «Комета 120М», «Циклон 250М», «Альбатрос 120Р», «Метеор 120М».

— «Метеор» находится на стадии технического проекта, — дополняет Андрей Асомчик. — На будущий год начнется строительство, и в 2020 году он должен быть готов.

— Возрождение водных перевозок — это требование времени, и маршруты могут быть самыми разнообразными, — подчеркивает депутат регионального парламента Александр Тимофеев, по инициативе которого состоялось выездное заседание. — Чкаловск, безусловно, должен со временем войти в число этих маршрутов. К тому же, водные прогулки интересны не только жителям области, но и туристам, которые приезжают в наш регион. Сейчас многие из них желают отправиться по канатной дороге на Бор, а если суда на подводных крыльях появятся, будет ещё один вариант.

Также журналисты посетили предприятие «Рост», которое производит вентиляторы и комплектующие к ним для нефтяной, газовой, химической, металлургической промышленности и машиностроения. В частности, нижегородские промышленные вентиляторы работают на газопроводе «Северный поток».

— Наше предприятие молодое, — говорит генеральный директор Леонид Гавриленко. — Здесь была мебельная фабрика, а мы постепенно выкупили ее площади. В зданиях произведена масштабная реконструкция.

Как рассказывают сотрудники «Роста», условия труда здесь хорошие, оплата высокая.

— Кроме того, предприятие выполняет социальную функцию, оказывая поддержку школам, детским садам, — отмечает заместитель главы администрации Чкаловского округа Любовь Владимирова. — В конце года на базе техникума транспорта и информационных технологий откроется ресурсный центр по подготовке слесарей механосборочных работ и сварщиков. Основную часть средств при создании площадки вложил «Рост».

Анна РОДИНА.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

Чкаловский округ.

 

#газета #землянижегородская #чкаловск #судостроение