УДАРИМ ШУТКОЙ ПО ПРОБЛЕМАМ

Необычный способ вдохнуть жизнь в хозяйство

— Петровна, с обедом просим не опаздывать, — строго сказал Михаил Ремизов, механизатор СПК «Заря» Чкаловского округа, и со значением посмотрел на часы. Минутная стрелка подбиралась к половине двенадцатого. Самое время задуматься о хлебе насущном.

Ирина Петровна добродушно рассмеялась, махнула рукой — мол, не волнуйтесь мужики, голодными не останетесь. И визит журналистов — не повод для отсрочки обеда.

Слезами не поможешь

Не подумайте, что механизатор суров — Михаил так шутит. В «Заре», а коллектив хозяйства состоит всего-то из 12 человек, как по заказу подобрались балагуры. Говорят, по-другому не выжили бы, а хорошая шутка помогает любые трудности преодолевать. Но об этом чуть позже.

Пока же расскажем, кто такая Петровна. Ирина Колынина — председатель сельхозпредприятия. Она же экономист, она же финансист, она же снабженец, она же агроном, она же повар. Когда-то работала в «Заре», потом устроилась главным бухгалтером в одно из предприятий, расположенных в Нижнем Новгороде. Оттуда уходила в декретный отпуск. Когда младшей дочери исполнился год, к Ирине Петровне пожаловала делегация во главе с начальником управления сельского хозяйства Чкаловского округа Сергеем Овечкиным. Уговаривали возглавить «Зарю», терпевшую в тот момент настоящее бедствие. Уговаривали-уговаривали и уговорили.

Вышла на работу и за голову схватилась. В хозяйстве осталось с десяток полуголодных коров, кормить которых нечем, 150 гектаров пашни, остальные поля заросли бурьяном, из техники — пара обездвиженных тракторов. Но главное — работать некому.

— Заступила в должность 7 мая, — вспоминает руководитель хозяйства. — Самое время в поле выезжать. Техника не на ходу, семян нет, механизаторы уволились…

В тот момент хотелось поступить чисто по-женски — расплакаться. Но воли слезам не дала. А выход нашёлся. У машинного двора встретила Михаила Ремизова, трудившегося на большегрузе. Разговорились. Ирина Петровна предложила подработать. Михаил согласился и ещё одного механизатора с собой привёл — Сергея, тоже Ремизова.

Технику наладили, с семенами соседи пособили. Посеялись…

Надежды — в пепел

Кормозаготовка прошла веселее. В парке техники прибавилось, по всей области собирали металлолом, чтобы реанимировать имеющиеся агрегаты. Да и коллектив механизаторов подрос. Хотя работать приходилось от зари до зари. В буквальном смысле.

В результате запасли около 100 тонн сена. Пусть и качества не самого лучшего, но такой объём позволял смотреть в будущее с оптимизмом — на зимовку бурёнкам, к тому времени стадо увеличилось вдвое, должно хватить.

Беда пришла откуда не ждали. Детская шалость. Сено сгорело. От работы, в которую вложено столько сил, упорства, надежд, остался только пепел.

— Родители даже не извинились перед нами, — рассказывает Ирина Петровна. — Уж не говоря о компенсации. Решили судиться…

Независимые эксперты оценили ущерб, нанесённый хозяйству, в 500 тысяч рублей. В результате разбирательств, длившихся несколько лет, сумма сократилась ровно в 10 раз. Но и этих денег «Заря» не получила. От судебных приставов получили постановление: долг взыскать невозможно.

Сейчас есть все основания подать новый иск. Дачники наносят полям хозяйства значительный ущерб, колеся на автомобилях прямо по посевам. Но наступать на те же грабли в хозяйстве больше не хотят.

Крутись как хочешь

Палки в колёса вставляют не только местные жители. Общая экономическая ситуация тоже не вселяет оптимизма: безудержно растущая стоимость ресурсов на фоне упавшей цены на молоко.

А ведь «Заре» приходится выживать самостоятельно, без какой-либо помощи извне. Дотации на молоко, к примеру, хозяйство не получает. Хотя нынешний валовой надой по сравнению с 2015 годом, когда Ирина Колынина заступила в должность, вырос в несколько раз, да и дойное стадо значительно увеличилось, но лучших своих показателей «Заря» ещё не достигла. Поддержка хозяйству не полагается.

В этом году предприятие приобрело в лизинг зерноуборочный комбайн, машина не роскошь, жизненная необходимость. Прежняя, ласково называемая Дракошей, собранная почти с нуля, жатву вела каким-то чудом. Рассчитывали на компенсацию. Не получили.

— Аргументировали отказ тем, что зарплату в необходимом объёме не выплачиваем, — разводит руками Ирина Петровна. — А как быть? Если в основном выручку поворачиваем на развитие. Если будем зарплату выдавать как положено, не останется денег ни на запчасти, ни на семена, ни на ремонт производственных помещений.

Ради общей цели

«Как же так? — задастся вопросом читатель. — Люди работают, а денег за это не получают?» Получают, но зарплаты в хозяйстве пока небольшие. Ирина Петровна сплотила коллектив общей идеей — «Зарю» нужно поставить на ноги.

Сама председатель, к примеру, чуть только получит зарплату — тут же её тратит на запчасти, химикаты и другие необходимые в хозяйстве вещи. По полям и фермам колесит на своей машине, на ней же отправляется по другой служебной надобности: в минсельхозпрод с документами, на семинар или за консультацией. За три года, что возглавляет предприятие, 210 тысяч километров намотала. В мастерские из дома Колыниных перекочевали чуть не все инструменты. А недавно, смешно сказать, муж хватился саморезов. Где они? Конечно, в хозяйстве.

«Заря» для Ирины Петровны — настоящий дом, и ещё не известно, какой по счёту — второй или первый. Здесь работает механизатором муж Андрей Алексеевич. Смотрел-смотрел на мучения супруги — пришлось помогать.

— Раньше картина была неприглядная: берёзами чуть не все поля в округе зарастали, — говорит он. — Теперь другое дело. Деревья корчуем, землю распахиваем, засеваем…

Про себя Андрей Колынин говорит, что в тракторе родился. Мальчишкой родители в поле брали, а дядя его уважаемым человеком был. В колхозе «Разумовский» Виктора Павловича Золотарёва каждый знал — механизатор, передовик. С него портреты писали.

Так что получается, у Колыниных династия. Но на Ирине и Андрее она не прервётся. Дети продолжат. Старшая дочь планирует выходить из отпуска по уходу за ребёнком на работу в «Зарю», помогать с бухгалтерскими документами. А сына мама уговорила учиться на ветеринара, очень такой специалист хозяйству нужен.

— Ещё бы нам строителя, — добавляет Пётр Кузьмин, главный зоотехник и по совместительству зять председателя, во время экскурсии по фермам. — Мы, конечно, и сами с усами. Порядок у дворов навели, раньше здесь такая грязь была, без содрогания не вспомнишь. Калды для бурёнок построили, зерносклад возвели. Но мужикам не разорваться — они и механизаторы, и водители, и строители. Потому с ремонтом фермы задержались. Видите, стена чуть не падает. 200 тысяч нужно, чтобы её укрепить.

В рабочем кабинете

Дальше путь лежал в поле. Ехали, чтобы посмотреть, какую работу проделали в хозяйстве в этом году на участке, который 20 лет не обрабатывался. И заодно сделать фотографию: так было — по краям пашни молодые берёзки ещё водят хоровод, — и стало: возделанная земля чернеет свежеперевёрнутым пластом. До ума поле доводил Сергей Усанов. Завидев на противоположной кромке председателя, тут же развернул свой Т-150 и двинул навстречу.

— Гляди-ка, Петровна, поперёк-то ещё лучше получается, — выглянув из кабины сообщил Сергей Алексеевич.

Под шумок фотокорреспондент нацелился делать снимок. Механизатор тут же замахал руками: да вы что, я уж на пенсии.

— Я чего подъехал-то?! Думал, Петровна привезла чего, а вы баловство удумали…

— Они у нас скромные, — улыбается председатель.

Случай убедиться в верности утверждения представился практически сразу. Переехали на соседнее поле, где три трактора поднимали зябь. Хотели познакомиться с Михаилом Ремизовым. О нём в округе легенды ходят. На вверенные машины надышаться не может. Представьте, вечером после работы, неважно в котором часу завершилась смена, обязательно вымоет трактор или комбайн. Утром — снова берётся за тряпку, говорит, за ночь пыли много налетело. В кабине такая чистота, что можно в белых носках ходить.

Но знакомство оказалось под угрозой, всё из-за той самой скромности. Помогло строгое внушение председателя:

— Михаил, разворачивай трактор, подъезжай, ты мне нужен.

Свой МТЗ механизатор продемонстрировал не без гордости. В кабине уютно. Окна украшены занавесками с бомбошками. Когда-то похожие весели и в Дракоше, это во многом благодаря Михаилу Ремизову машина обрела второе дыхание.

С этого года Дракоша на приколе, а Михаил жатву на новом комбайне вёл. Когда машину передавали, мужики посоветовали председателю тряпки запасать. Вагон нужен, не меньше. Пошутили.

— А как иначе, это же мой рабочий кабинет, — Михаил делает вид, что не понимает шутки, и добавляет, любовно похлопывая МТЗ по боку. — Этому трактору, например, 22 года, а как новый. Походит ещё.

— Моему больше 30, — говорит Сергей Ремизов. — Мой ровесник, юбилей вместе отмечали. Тут что главное? Отношение. Если к машине с душой, не подведёт.

На том и расстались. Ирина Петровна отправилась с обедом хлопотать. Девятилитровую скороварку супа с утра приготовила, а котлеты ещё жарить нужно. Михаил же на прощание приглашал заглядывать в «Зарю» почаще. Приглашение принято.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Чкаловский округ.

Паспорт хозяйства

В СПК «Заря»

62 головы — дойное стадо

1200 килограммов — суточный надой молока

492 гектара — посевные площади

525 тонн — валовой сбор зерна

10 миллионов рублей — выручка за 9 месяцев 2018 года.

#газета #землянижегородская #чкаловск #заря #растениеводство #животноводство