ЭКСПОЗИЦИЯ, КОТОРАЯ ВСЕГДА С ТОБОЙ

Художники предлагают новый книжный формат

Все мы в детстве любили книжки с картинками. Рисунки помогали нам составлять первые представления о мире. Визуальная информация достигает сознания гораздо быстрее, чем текст. С возрастом мы стали отдавать предпочтение другим изданиям, наслаждаясь безграничными возможностями родного языка. Однако недавно вышедшая книга «По Дивеевским местам» даёт читателю возможность находить под обложкой не только мысли, но и яркие зрительные образы. Здесь текст не то что второстепенен, его вообще практически нет. Самое удивительное, отсутствие слов ничуть не обедняет издание, ведь всё понятно без них при помощи прекрасных картин. Автор этой необычной книги — московский художник Виктор Степанов, с 2012 года избравший Дивеево своей второй родиной и источником вдохновения.

Рисунки Виктора Сергеевича выполнены обычной шариковой ручкой. Излюбленные жанры — пейзажи и портреты, созданные с натуры. В картинах нет академической строгости, они словно скроены на скорую руку беглыми штрихами, но именно в этой едва уловимой манере наброска и кроется нечто завораживающее.

— Свой стиль я начал разрабатывать ещё в 1957 году, будучи студентом художественного училища, — вспоминает Виктор Степанов. — Мой преподаватель мне сразу сказал: если хотите заниматься графикой, не мучьте подолгу бумагу, а немного похулиганьте, чтобы получалось живо. Художник, зацикленный на тщательной прорисовке мельчайших деталей, постоянно спотыкается на этом, из-за чего теряется ощущение естественного дыхания. Набросок же делается молниеносно и даже несколько неряшливо, ведь главное — передать не точность изображения, а атмосферу и настроение запечатлённого момента…

Реальный размер опубликованных в книге работ — привычный лист формата А4, однако Виктор Сергеевич считает, что именно в книжном, пусть и уменьшенном варианте рисунки достигли наивысшей своей ценности. «По Дивеевским местам» — это экспозиция, которая всегда с тобой. Автор настоял на том, чтобы книга была не альбомного, а обычного размера. Такую удобно носить в дороге, ведь она свободно помещается в любой сумке или портфеле. Цель же автора — подтолкнуть людей к собственному творчеству, обнаружить в себе скрытые таланты. Вот откроет книгу юный художник, увидит, скажем, деревянный мостик на речке и подумает: да у нас в деревне точно такой же есть, пойду-ка его зарисую.

Для Виктора Сергеевича важно передать молодёжи не технические навыки живописи, а умение подмечать красоту в самых, казалось бы, незамысловатых сюжетах. Научившись этому, можно потом реализовывать идеи в любом художественном стиле.

— Со своей книгой я иду в сельские школы и библиотеки, встречаюсь с детьми и взрослыми, — рассказывает художник. — Машиной не пользуюсь, добираюсь пешком. Правда, брать с собой больше двух десятков экземпляров уже не позволяют возраст и здоровье. Для ребятишек провожу конкурсы рисунков, участники которых получают от меня в подарок эту книгу…

Уникальное издание появилось на свет благодаря культурно-просветительскому проекту «Дивеевские колокола» и его руководителю Павлу Сушкову, который не только договорился с типографией, но и выступил в качестве дизайнера вёрстки. Это уже третья книга Виктора Степанова, в ней воплотились лучшие находки предыдущих. Оригиналы опубликованных картин можно периодически видеть на организуемых выставках. Свои залы для них с радостью предоставляет районный Дом культуры и Дивеевская библиотека. В данный момент рассматривается возможность привезти работы и в Нижний Новгород. Каждый в этом богатстве сюжетов наверняка выберет что-то по сердцу. А какая картина наиболее дорога самому художнику?

— Вот тут, на странице 26, — моя любимая, это вид на Канавку Пресвятой Богородицы Серафимо-Дивеевского монастыря, — показывает рисунок Виктор Сергеевич. — Или есть, к примеру, в Дивееве коротенькая речушка Вичкинза — речка как речка, но пройдёшь вдоль берега ещё метров пять, и вид уже совершенно другой. Однажды потратил на неё целый день — всё рисовал и рисовал…

Виктор Степанов любит творить в солнечную погоду — богаче игра теней, выразительнее рельеф. Если на улице пасмурно, то для рисования предпочтительнее туман и робкие лучи пробивающегося солнца — так больше загадки. Ну а если довелось работать ночью, конечно же, лучший спутник — полная луна. Что касается времени суток — оптимален для художника полдень, когда мир полон торжественного спокойствия, ведь утром он суетен — бурно просыпается, а к вечеру — так же стремительно гаснет. В сюжетах Виктор Сергеевич ищет какого-то развития, вот, скажем, дом с покосившимся штакетником — уже какая-то история, рассказ о том, что ничто не вечно. Будь забор геометрически правильным — не было бы никакого подтекста.

— Когда нахожу интересную композицию, то стараюсь быстро сделать эскиз, последние штрихи можно уже нанести дома в спокойной обстановке, — делится Виктор Степанов. — Увлечёшься художествами, а внутренний голос шепчет: что-то ты застоялся на одном месте, сходи-ка вон ещё туда — там порисуй. То есть я постоянно нахожусь в движении, реагируя на любое изменение света, фона и положения объектов в пространстве…

Как этот творческий метод работает на практике, в полной мере можно понять, только открыв книгу «По Дивеевским местам» или побывав на выставках Виктора Степанова. И то, и другое при желании можно легко сделать. Виктор Сергеевич признался, что накопленного материала вполне хватит ещё на одно издание, а значит, в ближайшей перспективе этих возможностей станет ещё больше.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото Вячеслава ФЁДОРОВА.

Дивеевский район.

#газета #землянижегородская #дивеево #художник #книга