ПУТЕШЕСТВИЕ ВНУТРЬ СЕБЯ

По стопам древнего эпоса

Существует расхожее выражение: когда грохочут пушки — музы молчат. Цепкая для уха фраза кажется убийственно точной в своём вердикте, но, к счастью, её можно опровергнуть. Примером тому служит очередной номер литературно-художественного альманаха «Новый Гильгамеш» — большей частью русскоязычного издания, выходящего в Киеве стараниями его главного редактора — украинского поэта и издателя Андрея Гущина. В конце октября Андрей приехал в Москву, чтобы презентовать номер, над которым работала целая редколлегия, представляющая разные страны. Среди авторов — граждане России, Украины, США, Израиля, Грузии, Казахстана, Майорки и Узбекистана. Стоит сказать, что здесь же помещена поэтическая подборка и обозревателя «ЗН» Андрея Дмитриева, тоже приехавшего в столицу на презентацию.

Мероприятие состоялась в Музее Серебряного века — в Доме Брюсова. Очень правильное место для такого вечера, ведь и тогда, сто лет назад, поэты, глядя с тревогой в будущее, всё же верили в безграничную силу творчества.

— Идея альманаха появилась в 2012 году в Коктебеле во время литературного фестиваля, — вспоминает Андрей Гущин. — Проект долгое время не имел бумажной версии, а был просто страничкой в соцсетях. Потом на помощь пришли старейшие киевские литераторы и художники, имеющие богатый опыт выпуска собственных журналов. Вскоре альманах появился в печати. Почему «Новый Гильгамеш»? Шумерский эпос о Гильгамеше — древнейший художественный текст, первая литературная попытка сформулировать человеческие архетипы. Мы хотели попытаться тоже найти их внутри себя.

Как говорится в аннотации к главной странице сайта «Нового Гильгамеша»: «Столь велик художественный и гуманистический заряд эпоса, таинственно неисчерпаемы его духовные богатства, что он вдохновил авторов настоящего альманаха предпринять новое литературное путешествие». Авторы номера очень отличаются друг от друга и манерой письма, и словарём, и системой образов, однако их объединяет стремление дать свою картинку мира, а это действительно предполагает увлекательное путешествие.

Вот, скажем, Вадим Месяц принимает старость, как высшую форму зрелости: «Счастье дождалось, чтоб вы наконец постарели. И виновато выходит из-за шифоньера». Елена Зейферт считает искреннее слово шире любых расстояний. Ольга Андреева слышит голос предчувствий. Олег Бабинов с лёгкой ностальгией вспоминает недавнюю юность. Андрей Дмитриев исследует границы между землёй и небом.

В номере представлено более 70 авторов, поэтому строчек хватило на то, чтобы соткать целое полотно. Под одной обложкой их кропотливо собирал заведующий отделом поэзии российский поэт Дмитрий Артис. Он же принимал участие и в организации презентации, где случилось главное — пушки молчали, а говорили музы.

Об этом почему-то нигде не упоминают, но, если обратиться к календарю литературных событий, именно поэты и писатели пока ещё держат шаткий мостик над растущей пропастью российско-украинского кризиса, когда рушатся, казалось бы, даже самые незыблемые связи — исторические, родственные, а теперь, как мы уже видим, и духовные. Многие журналы России продолжают публиковать украинских авторов, а на Украине помимо «Нового Гильгамеша» русскоязычную поэзию и прозу печатают издания «ШО», «Соты», «Южное Сияние» и другие. Культурный обмен тем самым не прерывается окончательно. Нет, музам, разумеется, не совладать с пушками, но чем дольше те будут молчать, тем больше шансов на то, что люди, наконец-то, очнутся и одумаются.

Андрей СПЫЛИХИН.

Фото автора.

 

#газета #землянижегородская #литература #поэзия #альманах