Как невесты на смотрины к купцу оделись
В ИСТОРИИ большой моды не сохранилось ни одной русской фамилии. И пусть имена авторов до наших дней не дошли, сути дела это не меняет: мода на Руси была, причем не подвластная ни времени, ни реформам государственным.
Крестьяне к сарафанам да рубахам вышитым проявили стойкое пристрастие, веками неистребимое. Западные же тенденции все больше бояр да дворян касались. Это им Петр I сбрил бороды и переодел из душегреек (слово-то какое!) в куцые немецкие платья. Екатерина II изменила цвет свадебного наряда с красного на белый.
А крестьяне чином не вышли, им и бороду никто не брил, и в корсеты не затягивал. Они свою народную моду хранили. При этом каждый костюм, включавший один и тот же набор предметов одежды, отличался один от другого – то бахромой, то вышивкой, то золотым иль серебряным шитьем. Так и вышло, что именно селяне стали основными хранителями традиционного русского костюма.
Слова «сарафан», «кафтан», «халат» имеют восточное происхождение, оттуда же пришли на Русь каблуки. Но что с того, ведь за много веков они родными стали.
В сундуках у каждой будущей невесты было приготовлено несколько нарядов – будничный, праздничный, свадебный, траурный. Отличались они больше не фасоном, а цветом и количеством декора. А если о цвете говорить, то во все века красный считался красивее других.
Праздничный наряд девушки – белая рубашка, украшенная вышивкой на груди, оплечье, внизу рукавов. Сарафан держался на тонких или широких плечевых лямках. Еще надевали передник (занавеской он звался). Делали его из холста с орнаментом, украшали цветными вставками, вышивкой, лентами, кружевами.
Ну хватит истории, теперь о наших невестах. Их подругах. Начну с варнавинцев, их нарядам больше века, а выглядели костюмы девушек так, будто их только что сшили. Посмотрела на девчат и вспомнила, что пушкинский герой из «Барышни-крестьянки» влюбился в суженую, когда она была в крестьянском наряде. Не случайно, наверное.
У остальных невест были стилизованные под старину наряды, но как выполнены современные копии костюмов прошлого! Например, семеновская невеста Ирина Иванова (ее, кстати, и выбрал «купец»). От сарафана, украшенного хохломскими узорами, глаз не оторвать. От девушек, впрочем, тоже.
Екатерина Денисова из Ковернина поразила всех и своим нарядом, и пляской задорной. А на семеновскую царевну-лебедь в белоснежном одеянии с растительным орнаментом на пелерине и платье, кокошнике с «жемчугом» как не подивиться?!
Многие из элементов этих платьев вполне можно перенять, ведь искусная вышивка и современный наряд украсит. У заместителя заведующего семеновским Центром культуры и искусства Ирины Сизовой было такое оригинальное, нарядное платье, что впору на Сочинской Олимпиаде выступать. Стильное, вышитое хохломскими узорами. Эх, на большой бы подиум наших девчат!
Кстати, авторами и сценаристами этого праздника стали сотрудники Центра культуры и искусства Илона Горячева и Марина Пискунова. Это их далеко не первая отличная идея.
Светлана БАРМИНА.
Фото автора.
г. Семенов.
P. S. Если есть у вас фотографии в платьях под старину – присылайте.