КОРАБЛЬ ПОД ПОЛНЫМИ ПАРУСАМИ

У фермерской «машины» отличный экипаж

Иногда комбайны и трактора, идущие по полю, сравнивают с кораблями. Да ведь издалека они и в самом деле таковыми кажутся. Но у каждого корабля должен быть экипаж. Фермерская семья Дмитриевых — экипаж и есть. Дружная и работоспособная команда держится вместе. Крестьянский труд объединил уже несколько поколений. За главой Валерием Александровичем в работу втянулись три сына, а теперь уже и внуки — полноценные члены экипажа.

— В свободное плаванье ушел в 1992 году, — вспоминает Валерий Дмитриев. — Тогда начались перемены и стал наш совхоз «Ленинский» рушиться, хотя сильное было хозяйство. Овощеводческое. Опытных руководителей убрали. Ничего хорошего от этих «революций» не было. Я увидел, что дело плохо, и ушел. Весь костяк хозяйства ушел тогда в фермеры, хотя и не знали, что из этого получится. Получив паевые, начал с маленького куска земли в 3,14 га. Трактор нам старенький продали, ЮМЗ-6. Начал хозяйствовать с самого малого.

Жизнь зависела от вложений. Не потратишься на развитие — не выживешь. Осенью продал урожай, вложил выручку в дело — снова думай, как до весны дожить. Засушливый год выбивал из колеи на несколько лет. Но фермер не жалуется. В те годы вся крестьянская Россия так жила и работала. Но ведь вытянули!

Дмитриевы убеждены: успех в том, что семьей держались. Мальчишки даже маленькими во всём помогали, а как подросли, дела стали гораздо лучше спориться.

Занимались Дмитриевы тем, что на тот момент выгодно было. На своем клочке земли растили морковку да лук-севок. На товарный лук цена была невысока, а за севок выручка получше. Но и ее едва хватало, чтобы как-то прожить.

— Мы с братьями с малолетства всё лето в поле, с тех пор как отец решил фермером стать, — вспоминает Александр. — Труд во многом ручной. Междурядку трактором проезжали, а рядки пололи только вручную.

Трудовое воспитание у Валерия Александровича основано на собственном примере. Братья во всём ему подражают.

Лук сорта «Арзамасский» в новых условиях не устоял. Рыночный спрос на него неуклонно падал. На первый план стала выходить картошка. Именно фермеры сделали «второй хлеб» визитной карточкой Арзамасского края.

Дмитриевы тоже занялись картошкой, и не прогадали. Хотя поначалу приходилось непросто. Картошку, как и севок когда-то, продавали на рынке сами. Ездили торговать в Москву, а там народ капризный, разборчивый. Но у арзамасских фермеров товар качественный, это покупатели быстро оценили.

У Дмитриевых картофель сохраняется до следующего урожая и не портится. При том, что они принципиально не используют никакой химии.

— У нас старая, проверенная временем технология, — поясняет Александр. — И она себя оправдывает. Каждый год, привозя картошку на анализ, получаем вердикт, что нашу продукцию «можно сдавать в детские сады, как экологически чистый продукт».

Валерий Александрович дополняет:

— Дело в том, что мы за урожайностью не гонимся, хотя и добились 700 центнеров с гектара. Главное для нас — качество. Именно от этого зависит цена реализации. Качественный стоит дороже. Какой картофель требуется на рынке, такой мы и растим. Нужна «Венета» — пожалуйста, Москва предпочитает «Невский белый» — у нас и он есть.

На полях фермерского хозяйства есть еще ячмень и пшеница. Вырастить хороший хозяин может всё, но фермер следит за ситуацией на рынке, за покупательским спросом.

Сегодня в ООО «Дмитриев» 100 га картошки, зерновых в общем клине — 500 га. Остальная земля «отдыхает» под парами. Такая система заведена давно, она — основа технологии. Дмитриевы практикуют 4-польную схему: зерновые-пары-картофель-пары.

— Иначе нельзя, — поясняет глава семьи. — Земля сейчас везде истощенная, ее доломитить надо. Мы обязательно будем этим заниматься, но пока на это не хватает рук и финансов.

— Мы привыкли своими силами справляться, — говорит Александр. — Развиваемся не быстро, есть те, кто гораздо дальше нас шагнул. Но наш принцип «тише едешь — дальше будешь» еще не подводил. Мы и с кредитами никогда не рисковали, стараясь жить по средствам. Технику приобретали только самую нужную, бюджет очень строго рассчитывали.

При обсуждении важных дел или покупок Дмитриевы снова проявляют себя как экипаж корабля. Есть у них такая форма правления, как семейный совет. Валерий Александрович издавна так дело поставил:

— Это нам от прадедов досталось — каждый в семье, от младшего до старшего, право голоса имеет. Любое дело, от сроков выезда в поле до важных покупок обсуждаем на планерке, которая бывает утром и вечером. Это и есть наш семейный совет.

Послушав про непростую жизнь фермерской семьи, спрашиваю, не хотелось ли в какой-то момент всё бросить и заняться другим бизнесом? В ответ смеются:

— Бросать начатое не в нашем характере. Мы упрямые. Даже когда несколько лет вкалывали «в ноль» — работа ради работы — всё равно не отказались от труда на земле. И дело-то понемногу налаживается. Это нам за терпение. Прошлый год выдался очень хорошим. Урожайность зерна высокая была, а для картошки год случился просто отличный. Урожай и качество на высоте. Потому и клиентская база наших постоянных партнеров с каждым годом растет.

За реализацию выращенного урожая в семье отвечает брат Сергей:

— Мне с малых лет было интересно, как это люди умеют торговать? Стал вникать, оказалось очень увлекательно. Это ж новые знакомства, интересное общение. Потихоньку стали появляться постоянные клиенты. Скоро в семье признали, что торговать у меня получается. География продаж немалая — Москва, Питер, Саратов, Пенза. Качество товара хорошее, поэтому люди рекомендуют нас своим знакомым. В Казахстан отгружаем большие объемы.

Третий брат, Алексей немногословен. Его специализация в экипаже — следить за строгим порядком работ, обеспечить координацию и контроль за соблюдением технологии. Наладить работу техники, скоординировать механизаторов — это ему удается лучше всех.

Если старшие заняты, на помощь приходит самое юное поколение. Внуки Валерия Александровича, получая высшее сельскохозяйственное образование, успевают после учебы в поле потрудиться. Сейчас для студентов начался третий семестр — трудовой. Юноши вместо бала на корабль попали. Но не жалеют. Сын Александра Артём встретился нам в хранилище, за рычагами погрузчика:

— Учусь по специальности «Механизация сельского хозяйства». Нужная профессия для фермера. Сейчас прохожу практику в родном хозяйстве. Кто-то из однокурсников даже и не думает в сельское хозяйство после учебы идти. А я в семейном деле останусь. Отучусь и здесь трудиться буду. Мне нравится.

Нет в хозяйстве трактора или агрегата, которые Артём не освоил бы на пятёрку.

Свои поля Дмитриевы обязательно пашут. Изучали они и малозатратные, и «нулевые» технологии, но убедились, что в наших условиях не работают они по-настоящему.

— Мы знаем пример хозяйства, которое перешло на «No Till» и снизило урожаи с 70 до 30-40 центнеров с гектара, — рассуждает Александр. — Нам такого не надо.

— Мы будем придерживаться исконной старой технологии, — заверяет Валерий Александрович. — Земледелие веками устанавливалось. Плуг еще послужит.

При этом технические новшества, которые семья считает оправданными, в фермерском хозяйстве себе место находят. Опрыскивание ведут только с навигатором. Он и точность прохода обеспечит, и передозировки препарата не допустит. Поливальную систему Дмитриевы тоже намерены приобрести. Картофель на поливе даст урожай в любой, даже засушливый год.

Словом, с таким подходом к хозяйствованию и слаженным экипажем у фермерского корабля впереди долгое плавание.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Арзамасский район.